Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

Эти летние кафе… или Требуйте полтора метра для прохода

Перекусить на открытой террасе, как в Европе, — приятно, но проблематично

Сезон еды на тротуарах длится в Петербурге 180 дней. Они даются на то, чтобы помешать прохожим, испытать экстрим посещения нелегального кафе и ни за что не найти чашку горячего чая в холодные белые ночи.


На променад — с термосом и бутербродами
Белые ночи на этой неделе подкачали — холод и дождь в самый разгар романтических прогулок по набережным Невы. Туристы недоумевают: вроде бы главный бренд города, и для привлечения сотен тысяч гостей все должно быть продумано до мелочей, но вы попробуйте найти этой хваленой белой ночью место, где можно согреться чашкой кофе или перекусить.
— У меня в июне всегда гости из других городов. Друзья юности, дети друзей, родственники. И я давно приспособилась, — поделилась с «Вечерним Петербургом» горожанка с большим стажем. — Днем, на экскурсии, даю им с собой бутерброды и воду, потому что за всякий уличный хот-дог с лотка надо выкладывать до ста рублей, а маленькая бутылка любого напитка доходит до 90 рублей. На ночную прогулку вручаю гостям термос с кофе. Сперва отказываются — мол, тяжесть с собой таскать, а наутро не знают, как благодарить. Чашка кофе или чая ночью — проблема. Почему у нас в центре так мало уличных кафе?

Не споткнуться бы о тарелку
Одним летних кафе в центре мало, другим — много.
— По Восстания не пройти, идешь по узкой тропке между проезжей частью и террасами, занявшими весь тротуар. То же самое на Лиговском проспекте, напротив Московского вокзала, там еле лавируешь между рекламными тумбами, фонарями и ограждением кафе, — подсказывают адреса наши читатели. — Что людям за интерес сидеть есть на улице, когда твою тарелку задевают локтями прохожие?
Где есть и пить — вопрос личного выбора, а где ходить без препятствий — вопрос властей. Это они должны следить за тем, чтобы летние террасы не загромождали тротуары.
— Ширина пешеходной части тротуара, в которую не включаются площади, необходимые для размещения киосков, скамеек и тому подобного, должна составлять в зависимости от категории улицы от 1,5 м до 4,5 м, — просветили «Вечерний Петербург» в комитете по управлению городским имуществом, с которым согласовываются места под аренду летних террас.
На Невском проспекте, например, свободный проход должен быть не менее 3 метров. А в прошлом сезоне под башней Городской думы, у Серебряных рядов, разбили террасу, оставлявшую прохожим только 1 метр 65 см. В этом году того кафе нет. Для Невского город утвердил регламент, ограничивший рамки коммерции на панели.

Теневая сторона Невского
— Впечатление, что теперь летних кафе стало намного меньше, — поделился «Вечерний Петербург» с одним из руководителей ассоциации «Невский проспект» — Александром Ураловым.
— Нет, кафе на Невском стало даже больше, чем в прошлом году, — уточнил Александр Владимирович. — Просто они теперь не выдвигаются на тротуар немерено, как это было прошлым летом. Например, на Невском, 31, у аркады Серебряных рядов, где к тому же стоит реклама и толпам людей, спешащих в метро, приходилось еле пробираться через это узкое место. Убавилось же помостов общепита на теневой, нечетной стороне Невского проспекта. Это вопрос коммерции. Там меньше прохожих, меньше желающих, вот хозяева и решили, что не стоит выставляться.
Будет благоприятная погода — владельцы смогут вынести на тротуар столики и стулья. За такое летнее кафе без помоста, настила и дополнительного оборудования город возьмет с них «легкую аренду», как охарактеризовал ее Александр Уралов. Она не требует бюрократических процедур.

На свой страх и риск
О процедурах и правилах нам рассказали в КУГИ — комитете по управлению городским имуществом. По правилам, не существует самого термина «летнее кафе». Есть временные (некапитальные) объекты потребительского рынка — одноэтажные временные постройки без фундамента, которые должны легко разбираться-демонтироваться. Они предназначены для розничной продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг. Эти объекты потребительского рынка размещаются на арендованных владельцами земельных участках, строго в рамках городской адресной программы.
Адресную программу утверждает комитет экономического развития, промышленной политики и торговли Смольного. С ней можно ознакомиться на его сайте в Интернете.
Разрешение на временное сооружение дается на 180 дней, а хлопотать о нем владельцы точек начинают сразу, как только завершают летний сезон, — оформление всех согласований занимает до восьми месяцев.
Долгая процедура — прямая дорога к тому, что многие владельцы открывают летние кафе без разрешений, наудачу. В конце мая КУГИ имел информацию о 14 точках общепита, оккупировавших тротуары центра города без правоустанавливающих документов.
В прошлом году было насчитано 88 кафе-нелегалов. На Вознесенском проспекте, Малой и Большой Морской, Гороховой, на Московском проспекте. На страх и риск владельцев террасами была занята практически вся 7-я линия Васильевского острова между Средним и Большим проспектами. Но, вероятно, не таким уж большим был этот риск, если на коммерчески выгодной солнечной стороне Андреевских линий «теневые» кафе проработали весь сезон.

На плаву
Еще один ресурс для летнего общепита кроме тротуаров — вода. Владельцы точек на воде, как поясняют в КУГИ, платят только за место, занятое переброшенным с набережной на баржу трапом. Но много ли можно насчитать у нас этих барж или тех переоборудованных под кафе суденышек, что летом заполоняют причалы других стоящих на воде европейских городов? Случаи единичны, да и то это «фрегаты» и «корветы» для состоятельной публики.
Плавучий общепит попроще «Вечернему Петербургу» удалось обнаружить только на Адмиралтейской набережной. В одном, у Дворцового моста, нам помахали с воды обедавшие — загорелые гастарбайтеры. В другом, напротив Медного всадника, заседали кофеманы. Вывеска порадовала тем, что кофе подают круглосуточно. Правда, цены на этот кофе таковы, что разумней отправляться на ночной променад по набережным Невы со старым проверенным другом — термосом.
Демократичного столика с чашкой чая в белые ночи не ищите нигде — ни на воде, ни на суше.

Алла ДМИТРИЕВА, фото автора
↑ Наверх