Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 июля 2024

Эти цветы будут цвести вечно

Открылась новая постоянная экспозиция Музея Императорского фарфорового завода

Здесь представлены фарфоровые изделия начиная с первых лет существования Страны Советов вплоть до наших дней.

— Эта выставка представляет, несомненно, огромное значение, — рассказывает заведующая экспозицией Анна Иванова. — Ведь это отражение культуры и быта нашей страны на протяжении огромного периода времени. Мы можем видеть, как фарфор накрыла с головой эпоха социалистического реализма, — это и скульптура, и памятные блюда, сервизы…

Согревающий сервиз из холодного времени.

За стеклами витрин поблескивают в лучах световых пушек фигуры папанинцев, сбившихся в кучку на льдине, а вот и композиция с конными красноармейцами, мальчик с сумкой противогаза наперевес…

— Это все двадцатые и тридцатые годы, — продолжает повествование Анна Владимировна, — в головы новых граждан новой страны нужно было непременно вложить четкие образы героев и стандарты поведения. Вот посмотрите, сколько работ посвящено авиации, армии, первопроходцам… — Она указывает на сервиз из «авиационных» чашек — на каждой из них бравые пилоты берут «под козырек», устремив взгляд в небо. — Также глубоко был развит и правительственный заказ, взять хотя бы скульптурную группу, посвященную сталинской конституции.

— Существует ли госзаказ в наши дни? — интересуюсь я.
— В том или ином виде, — интригует заведующая экспозицией. — Например, сейчас идет работа над вазой, заказанной нашим правительством для президента США Барака Обамы.

— А может ли оказаться здесь ее копия? Интересно было бы посмотреть!
— Нет, никоим образом, — улыбается Анна, — здесь только оригиналы, никаких копий, и можете считать это пуризмом!

Конституции товарища Сталина ура!

А пока за стеклом все народы тогдашнего СССР все так же радостно, как и раньше, вышагивают, одетые в национальные наряды, сгруппированные  вокруг портрета вождя.

Тонкость проработки элементов каждой фигурки в композициях, росписи каждой чашки в сервизах впечатляет. Мне, непросвещенному, почему-то казалось, что фарфор эпохи развитого социализма должен напоминать «то, чем гвозди забивают», как, собственно, и наши машины, и предметы быта, лишенные изящества, более похожие на стенобитные орудия. Конечно, изменилась тематика, изменились герои — вместо влюбленных парочек, музыкантов, гончих, фрейлин — солдаты, пионеры, исследователи, летчики. Но это не конец света — это продолжение жизни, в новой форме, с новым смыслом.

— Развивается  фарфор сейчас или же нам остается лишь сохранять наследие прошлого? — спрашиваю я Михаила Борисовича Пиотровского, директора Эрмитажа, чьим отделом является музей фарфора, спустя несколько минут, после того как он перерезал красную ленточку, объявив экспозицию открытой.

— Эта выставка как раз показывает, как развивался фарфор, и более того — как он развивается. Она показывает, что связующая нить абсолютно непрерывна! — отвечает Михаил Борисович. — От тонких изящных линий императорского к таким же тонким и детально прочерченным линиям агитационного фарфора. Просто благодаря постоянной работе, благодаря передаче знаний и навыков от человека к человеку, благодаря таким счастливым ситуациям с собственностью, как покупка завода русскими предпринимателями, создается непрерывность традиций, живая преемственность поколений.

В подтверждение его слов в видоискателе нашего фотокора, белея тончайшими изгибами лепестков, выполненных из костяного фарфора, распускается пышным, трепещущим цветком композиция «Пион», датированная 2007 годом. Этот мир жив, и его цветы будут цвести вечно.

 

Алексей БЛАХНОВ
Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх