Этикетки с иероглифами и ценники в у. е. канули в Лету
20 лет назад увидел свет закон о защите прав потребителей
Ровно 20 лет назад, 7 февраля 1992 года, увидел свет Закон «О защите прав потребителей». Если раньше, в советское время, считалось, что защищать граждан от нерадивых работников и организаций сферы обслуживания должны разнообразные государственные структуры, то теперь эта миссия возложена на плечи каждого россиянина. Как закон изменил нашу жизнь и научились ли мы за два десятилетия правильно им пользоваться — об этом корреспондент «ВП» расспросил сопредседателя Союза потребителей России Анатолия Голова.
— Работа торговли, ЖКХ, туристического бизнеса вызывает самое большое количество нареканий горожан. Впечатление такое, что на них нет никакой управы...
— Действительно, в сфере обслуживания населения фиксируется самое большое количество жалоб, и если бы не было Закона «О защите прав потребителей», то мы вообще были бы беззащитны. Считаю, что на сегодня это самый работающий закон в Российской Федерации. Возьмем недавний пример. Почему Геннадий Онищенко ополчился на украинские сыры? Не потому, что в них добавляют пальмовое масло, у нас тоже немало молочных продуктов, в которые подмешивают растительные жиры, а потому, что по закону производитель должен информировать потребителя о составе продукта. Наших изготовителей мы постепенно заставили это делать, а вот украинцы данное требование не выполняют.
В начале девяностых, когда открыли границы, к нам хлынул поток импортных товаров. Тогда люди покупали вещь и не могли прочитать инструкцию по использованию, так как ее не переводили. Помню такой эпизод: в косметическом отделе покупательница требует объяснить, что за крем выставлен на витрине, а продавец ничего ответить не может, так как на креме — иероглифы. Только благодаря Закону «О защите прав потребителей» сегодня этикетки на всех товарах у нас на русском языке.
Одно время у нас и ценники были в у. е., если помните. Человек стоял у прилавка и высчитывал, что сколько стоит в рублях. Только благодаря закону сегодня на ценниках — рубли. И таких примеров можно привести предостаточно.
— И все-таки часто человек, которому подсунули некачественный товар, должен месяцами добиваться возмещения ущерба...
— Закон сам по себе работать не может. Он лишь инструмент в наших с вами руках. Если мы безропотно соглашаемся покупать некачественные продукты или товары, терпеть грубость продавцов, кто же в этом виноват, кроме нас самих? Или как часто бывает: обманутый покупатель считает, что можно добиться справедливости напором — кричит, ругается, а от него отмахиваются, как от мухи. А вот если он напишет заявление, принесет в организацию, нарушившую закон, и спокойно потребует, чтобы его заявление зарегистрировали, — это, поверьте, действует почти безотказно.
Последний случай в Сестрорецке, где произошел взрыв газа, показал, что солидные организации уже не смеют плевать на закон, как это было раньше. Представители компании — виновницы происшедшего сразу же пришли к пострадавшим и объявили о компенсациях и устранении разрушений.
— Время постоянно ставит новые задачи. Недавняя история с туристами разорившейся компании продемонстрировала, что в законе «О защите прав потребителей» еще есть белые пятна...
— Зарубежный туризм — относительно новая сфера нашей экономики, поэтому законы, ее регулирующие, еще только формируются. Российская организация потребителей предлагает принять поправки, которые обязывали бы турфирмы оформлять страховку, аналогичную медицинской. Она, как мы знаем, предусматривает неотложную медицинскую помощь. Заболел турист — услуги доктора ему уже оплачены. Вот так же должна действовать и система страхования гражданской ответственности. Случилась чрезвычайная ситуация не по вине туриста — он не должен ломать голову, как добраться из-за границы домой. Механизм страховки должен срабатывать автоматически.
Метки: Из первых рук «Жилкомхоз» Соцзащита Потребитель Наши права
Важно: Правила перепоста материалов