Газета выходит с октября 1917 года Sunday 19 января 2025

Это быль, а не сон, что «Зенит» — чемпион!

Вспоминаем малоизвестные подробности «золотого» сезона, о которых корреспонденту «ВП» поведали участники и очевидцы тех событий

Связь между современными победами «Зенита» и его историей хрупка. Многие ли нынешние футболисты сине-бело-голубых знают (тем более в деталях) о том, как 30 лет назад их легендарные предшественники впервые в истории города стали чемпионами СССР?

Как ЦК КПСС помог «Зениту»

Это теперь чемпионство «Зенита» выглядит естественным. А весной 1984 года многие в него не верили, даже сами футболисты.

— Современные футбольные команды ездят на сборы в Израиль, Испанию или на Кипр, где готовятся по десять дней, а мы «садились» на 30-дневные сборы, — поведал корреспонденту «ВП» защитник Сергей Кузнецов. — Что видели в Сочи да Горюхове? Как сейчас помню: бегали, кушая сосиски да котлеты. На этом только и держались.

К «золотому» чемпионату готовились по старинке. Разве что в программу тренировок были включены прыжки на батуте: главный тренер Павел Садырин уделял большое внимание акробатическим упражнениям.

Впрочем, одно ключевое изменение все-таки произошло: в 1983 году ленинградский обком партии возглавил Лев Зайков, который защищал «Зенит» от московских «интриг». Кроме того, будущие чемпионы стали получать по 200 — 250 рублей (представители нашей технической интеллигенции тогда зарабатывали 100 — 150 рублей) и «стольник сверху» в случае каждой победы. Правда, конкурентов обеспечивали лучше. Вратарь Михаил Бирюков вспоминал, как однажды зенитовцам разрешили без очереди приобрести три автомобиля «Волга» (за 15 тысяч рублей), так они нужную сумму наскребли с трудом, а позже продали машины где-то в Закавказье.

Юрий Желудков — один из чемпионов-84!

Как наши футболисты без воды купались

Старт чемпионата-84 для «Зенита» тем не менее не задался: в шести стартовых турах — одна победа. Как результат — 8-е место.

Особняком стоит ничья с ЦСКА, который к тому времени возглавлял... Юрий Морозов — под его руководством «Зенит» в 1980 году выиграл бронзу. Этот матч, состоявшийся 13 апреля, вошел в историю тем, что Бирюков отразил первый в чемпионате-84 пенальти (а всего их, отраженных, будет 5), а по Ленинграду поползли слухи о договорняке: дескать, «учитель пощадил ученика». Реальной почвы эти разговоры, впрочем, не имели.

В Ташкенте, где 11 августа «Зенит» встречался с «Пахтакором», Николай Ларионов уговорил Дубова пронести в номер ящик шампанского — целых 17 бутылок. Горячительное спрятали в холодильнике. Садырин, по легенде, зашел в комнату, уставился на этот злополучный холодильник и спросил: мол, открыть? «Не надо, Павел Федорович», — взмолились футболисты. «Ну если не «порвете» этот «Пахтакор»!» — пригрозил тренер.

Начался матч, и «Пахтакор» открыл счет. Тут уж зенитовцы завелись: в ворота ошарашенных хозяев влетели четыре мяча. Игроки вздохнули с облегчением. На радостях «приняли» в номере. Шампанское быстро закончилось, и один из футболистов отправился за добавкой... Очнулся на дне гостиничного бассейна с разбитой головой — из чаши накануне спустили всю воду. Утром его, перебинтованного, повстречал Садырин. «Что с тобой? — спросил. — Вроде бы накануне травмы не получал?» Все рассмеялись.

Как теннис вернул зенитовцев в форму

А после серии блестящих игр зенитовцев в июле — августе, когда были обыграны «Динамо» в Тбилиси — 3:2 (за три с небольшим минуты питерцы уступали 0:2) и «Спартак» в Москве, футбол в их исполнении снова разладился.

Садырин вместе с футболистами направился в Ленинградский государственный университет — на встречу с преподавателями. Один из них, психолог Владимир Багрунов, пока команда собиралась в автобусе, пробился к тренеру и предложил ему свою методику снятия стресса.

Павел Федорович некоторым советам внял — в частности, зенитовцы начали петь под гитару, — но близко к команде специалиста не подпускал.

Другой научный работник, бывший теннисист Рыбаков, настоял на том, чтобы зенитовцы отправились на тренировки в теплый Сочи — причем без мяча.

— Там, в Сочи, мы впервые в жизни приобщились к теннису, — вспомнил в разговоре с корреспондентом «ВП» Сергей Веденеев. — Ведь прежде мы и в баскетбол играли, в волейбол и даже в бадминтон. Но чтобы теннис... Этого спорта в СССР словно и не существовало.

Как «Спартак» Желудкова обидел

И вот 21 ноября «Зенит» принимал в СКК харьковский «Металлист».

— Билеты с рук у спекулянтов шли аж по 15 рублей, — вспомнила Алла Рабкина, которая тогда работала в пресс-центре стадиона, а недавно помогала организовывать в городе международные соревнования по мототриалу. — Директор комплекса Петр Толстихин, которого любители футбола осаждали коллективными заявками, буквально прятался от посетителей: телефон в его кабинете разрывался от звонков.

— Матч с «Металлистом» решал для нас все: руководство московского «Спартака» (эта команда наступала питерцам на пятки. — Прим. ред.) перенесло свой матч с ростовским СКА на полчаса позже — ждали результата нашей встречи, — добавил в разговоре с корреспондентом «ВП» форвард «Зенита» Юрий Желудков. — Но когда им в первом тайме сообщили, что «Зенит» ведет 2:0, сыграли 3:3. А главное, позволили Сереге Андрееву забить три гола — он оказался лучшим бомбардиром. Вот это обидно: лучшим бомбардиром первенства должен был стать я (на счету Андреева — 19 голов, у Желудкова — 17. — Прим. ред.).

К слову, наставник харьковчан Евгений Лемешко, по легенде, произнес: «Буду счастлив, если «Зенит» станет чемпионом: вы это заслужили». И то, о чем мечтал весь город, по справедливости произошло. На 22-й минуте счет открыл Николай Ларионов, а затем Желудков и Сергей Дмитриев довели его до крупного — 3:0. А на 76-й минуте Дмитриев установил окончательный результат — 4:1.

↑ Наверх