Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Это нужно не мертвым, это надо живым

Корреспондент «ВП» побывал на необычной экскурсии по кладбищам

Придавленные тяжестью непостижимой тайны смерти, многие люди избегают кладбищ, стараются бывать там как можно реже. «Надо взглянуть на кладбище другими глазами, — считает Елизавета Белова, экскурсовод фирмы «Умные прогулки». — Кладбища имеют свою философию, они отражают национальный характер, дух эпохи, на них оставляют следы те или иные события истории. И это нужно видеть, нужно знать».

Чтобы все это увидеть и познать, корреспондент «Вечёрки» отправился на экскурсию, разработанную Елизаветой, — по Смоленским кладбищам Санкт-Петербурга.

Не одно, а четыре

Наверное, не все знают, что Смоленских кладбищ на Васильевском острове — не одно, а четыре. Самое известное, которое, собственно, и дало название всем остальным, а также и реке Смоленке, до этого, как и немало других петербургских речек, называвшейся Черной, — это Смоленское православное кладбище. Оно расположено непосредственно на Васильевском острове, на левом берегу Смоленки. Остальные три кладбища — Лютеранское, Армянское и Братское — находятся на правом берегу, на острове Декабристов.

Так что выбор объекта экскурсии очевиден: это единственное место в Санкт-Петербурге, где так близко друг от друга находятся кладбища разных народов, живущих или живших ранее в нашем городе, и разных эпох его истории.

Группа собирается возле памятника конке у станции метро «Василеостровская» — больше тридцати человек — возможно, потому, что это «премьерный показ» и экскурсия бесплатная.

«Смоленские кладбища известны благодаря захоронениям знаменитых петербуржцев, на Православном кладбище покоится прах небесной покровительницы Петербурга Ксении Блаженной. Однако знаменитые захоронения, шедевры мемориальной скульптуры — не главное для нас, мы попытаемся взглянуть на кладбище с иной стороны, — объясняет тему экскурсии Елизавета Белова. — Понять, как через захоронения выражены религиозные и национальные ценности разных народов, которые жили и живут в Петербурге, а также особенности мировоззрения петербуржцев разных эпох».

После вводных слов экскурсовода мы направляемся на Смоленское православное кладбище, откуда начнется собственно экскурсия. Путь неблизкий — Средний проспект, 10 — 11-я линия, набережная Смоленки, а группа движется достаточно быстро. Возможно, тем, кому тяжело совершить этот переход, следует доехать от метро на маршрутке №249 до ворот Православного кладбища. С экскурсоводом об этом договориться можно.

Воскресенская церковь Смоленского православного кладбища построена в стиле нарышкинского барокко. Елизавета Белова демонстрирует фото ее прототипов — храмов Новодевичьего монастыря в Москве.

Смоленское православное: место отдыха

Елизавета приступает к рассказу. От нее мы узнаем, что христианское кладбище — по существу территория в ограде церкви. Кстати, первоначально хоронили в оградах любых церквей. Значительно позже, из санитарных соображений, для кладбищ стали выделять места на удалении от жилья. Тогда же появилось и понятие кладбищенской церкви, собственно в ограде которой и было кладбище. 

А поскольку христианский погребальный обряд связан с идеей воскресения во время второго пришествия, то кладбищенская церковь или хотя бы один из ее приделов часто освящались во имя Воскресения Христова. Вот и на Смоленском православном кладбище в придачу к существовавшей с 1760 года церкви Смоленской иконы Божией Матери (нынешняя, каменная, церковь построена в 1790 году архитектором Алексеем Ивановым) в 1903 году была построена Воскресенская церковь по проекту архитектора Валентина Демяновского. Именно в ней 10 августа 1921 года отпевали Александра Блока.

Вообще говоря, Смоленское православное кладбище — одно из первых в Санкт-Петербурге и старейшее из всех ныне действующих. Возникло оно в 1740-е годы, и на нем изначально хоронили рабочий люд — плотников, землекопов, преимущественно из Смоленской губернии. Поэтому не случайно построенная чуть позже кладбищенская церковь была освящена во имя Смоленской иконы Божией Матери.

Первоначально кладбище было, так сказать, непрестижным, в первую очередь из-за топкости места и наводнений, наносивших ему немалый урон. Слова Пушкина «Гроба с размытого кладбища / Плывут по улицам!» из поэмы «Медный всадник», посвященной катастрофическому наводнению 7 (19)  ноября 1824 года, — это как раз про Смоленское.

Благоустроили кладбище уже в XIX веке. Подсыпали территорию, посадили деревья, вымостили дорожки, построили каменную Смоленскую церковь. И обновленное кладбище, рассказывает Елизавета Белова, стало излюбленным местом отдыха жителей Васильевского острова! Простой люд после работы шел туда погулять по тенистым аллеям — ибо на острове просто нет больших парков. Впрочем, у людей вообще отношение к кладбищам было тогда другое. В традиции, например, было поминать умерших, расставляя столы прямо у могилы…

Парковый вид кладбищу придавала и новая мода на надгробные памятники, особенно среди дворянских фамилий, которые уже не считали зазорным хоронить родственников на Смоленском. Традиционный крест сменился памятником в стиле классицизма, чаще всего в виде колонны или античной вазы, которая должна была символизировать урну с прахом. Вырванный из кладбищенского контекста, такой памятник мог просто восприниматься как парковое украшение. Пример тому — история с надгробием в виде вазы на могиле итальянского скульптора Фердинандо Галеоти. В середине 1970-х надгробие перевезли со Смоленского лютеранского кладбища в Петергоф, где оно и было установлено в парке Александрия перед дворцом «Коттедж» именно в качестве… декоративной вазы!

К крестам на могилах вернулись в конце XIX века, на волне ренессанса русской культуры. (Кстати, именно в это время на Смоленском кладбище появляется Воскресенская церковь, стилизованная под московское барокко XVIII века.) Правда, вместо традиционного православного креста часто стал использоваться крест византийский. Интересно, что отлитый из бетона крест, который в советские времена можно было заказать в магазинах похоронных принадлежностей, по силуэту также напоминает византийский…

Смоленское лютеранской кладбище. Руины склепа Романтическое умирание.

Смоленское лютеранское: романтическое запустение

Переходим на другой берег Смоленки — сразу за мостом находится Лютеранское кладбище. Впрочем, уточняет наш экскурсовод, название это не слишком точное. Потому что на нем хоронили не только лютеран, но и католиков, англикан, протестантов других направлений. Кстати, именно поэтому здесь нет своей кладбищенской церкви.

Название же связано с тем, что лютеране составляли большинство среди неправославных жителей Санкт-Петербурга вплоть до 1917 года. Кроме того, кладбище числилось в ведении лютеран­ской церкви Святой Екатерины, что на углу Большого проспекта и 1‑й линии. Кстати, кладбище это в обиходе называется немецким, так оно поименовано на многих планах города. Не только потому, что подавляющее большинство лютеран, нашедших на нем последний приют, были немцами. Вспомним, на Руси немцами называли всех иностранцев — как не говоривших по-русски, «немых»…

Появление немецкого кладбища в Санкт-Петербурге связано с деятельностью основателя города Петра I, приглашавшего на работу в новую столицу России иностранных специалистов — архитекторов, инженеров, ученых, врачей, коммерсантов. Чтобы Петербург стал для «немцев» вторым домом, говорит Елизавета, царь Петр заботился не только о материальных условиях их быта, но и о душах. Уже в 1704 году на территории возводившейся Петропавловской крепости была построена и первая лютеранская церковь.

В середине XVIII века иностранцев в Петербурге стало так много, что потребовалось изыскать специальное место для «кладбища иноверных иноземцев», как гласило предписание Святейшего синода от 30 января 1748 года. Место на берегу Смоленки (которая была еще Черной речкой) было выбрано потому, что большинство иностранцев селилось на Васильевском острове.

Лютеранское кладбище — уголок Западной Европы в нашем городе. Надгробные памятники непривычной формы, надписи на иностранных языках, в большинстве своем немецкие и английские, а также часто встречающиеся склепы, которые для православных кладбищ — большая редкость.

Склеп, объясняет Елизавета, — символ дома. В традициях православия — рассматривать земную жизнь как подготовку к жизни вечной, где каждому воздается по земным делам его. Согласно же протестантской доктрине человек должен трудиться ради земных плодов своих дел, а загробная жизнь — это отдых от земных забот. Поэтому и гробы часто помещали в склеп — по существу дом, где умерший мог упокоиться после смерти.

За романтический, отчасти даже мистический антураж Лютеранское кладбище полюбилось кинематографистам: здесь снимались фильмы «Господин оформитель», «Шерлок Холмс. Двадцатый век начинается», «Брат».

Смоленское армянское кладбище. Хачкар при входе.

Смоленское армянское: восставшее из небытия

Заключительный объект нашей экскурсии — Армянское кладбище. Оно практически примыкает к Лютеранскому, так что идти недалеко. Небольшой участок за оградой, в центре которого церковь Воскресения Христова (по-армянски Сурб-Арутюн). Армянская апостольская церковь относится к древним восточным христианским церквам, ее обряды и символы отличаются от принятых как в православии, так и в западных церквах. Поэтому и кладбище у армян отдельное.

Оно сравнительно небольшое, менее гектара. И выглядит как созданное буквально несколько лет назад. Отчасти так оно и есть. Дело в том, что еще до войны церковь была закрыта, захоронения на кладбище запрещены, а после войны большую часть кладбища уничтожили и на месте срытых могил было устроено футбольное поле…

Лишь в 1988 году церковь вернули верующим и на участке вокруг нее старое кладбище стали восстанавливать. Хотя многие могилы утрачены и здесь много недавних захоронений.

А между тем само наличие Армянского кладбища свидетельствует об интересной странице в истории города. Ибо армяне в Санкт-Петербурге появились практически с самого его основания: Петр I был заинтересован в услугах богатых и влиятельных армянских купцов. «Армян как возможно приласкать и облегчить, в чем пристойно, дабы дать охоту для большего их приезда», — читает Елизавета выдержку из императорского указа 1711 года.

В конце XVIII века виднейшим представителем армянской диаспоры в Санкт-Петербурге стал Иван Лазаревич Лазарев (по-армянски Ованес Лазарян). Крупнейший промышленник и финансист, именно он купил один из самых больших в мире бриллиантов, который был перекуплен Григорием Орловым и подарен Екатерине II. Бриллиант стал называться «Орлов», но и услуги Лазарева в приобретении драгоценного камня были вознаграждены: Екатерина пожаловала ему дворянство. Позднее императрица удовлетворила его ходатайство о постройке Армянской церкви в самом центре города, напротив Гостиного двора на Невском, а затем разрешила основать Армянское кладбище.

Особенность Армянского кладбища — кресты-хачкары. Это резной узорчатый крест, словно сплетенный из тонких нитей или ремешков. Чаще всего он вырезается в центре каменной плиты, иногда обрамляется фигурами льва или орла — символами мужественности — или же ветвями лозы и гроздьями винограда. Подобный хачкар установлен при входе на кладбище в 1990-е годы — правда, не вырезанный из камня, а отлитый из металла.

Сохранившийся уголок старого Смоленского армянского кладбища.

Мы взглянули на кладбище другими глазами

…Экскурсия подходит к концу. «Надеюсь, мне удалось как-то изменить ваше отношение к кладбищу как к месту смерти. Кладбище — это место жизни. Они обращены к живым — эти надгробия, эти эпитафии, эти кладбищенские строения. Недаром кладбищенская церковь освящалась во имя Святого Воскресения», — завершает свой рассказ Елизавета.

К сожалению, из-за того что группа была очень большой, мы не успели побывать на Братском кладбище — с «обычными» экскурсантами данное упущение будет исправлено. Кроме того, Елизавета немало интересного рассказала о похороненных на Смоленских кладбищах знаменитых людях, мимо чьих надгробий проходил маршрут нашей экскурсии, — но нельзя же в репортаже объять необъятное!

Зато можно углубить полученные знания, побывав еще на двух экскурсиях Елизаветы Беловой — по Александро-Невской лавре и по святыням Васильевского острова.

↑ Наверх