Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 22 января 2025

«Это все похоже на кино»

Закрылся фестиваль «Послание к Человеку»

В фойе «Великана» раздавались ликующие крики и толпились очереди, как в начале 90-х. Бесплатно раздавали картофельный салат по-хемингуэевски и что-то еще — то ли кнедлики, то ли фрикадельки. То ли по-чапековски, то ли по-кафкиански.

Бельгийский режиссер Александра Лонге получила «Золотого кентавра» за фильм «После нее».

В последний раз сюда съезжались кинодеятели мирового масштаба и отечественные звезды. Позади для них были и мастер-классы, и круглые столы, и обсуждения жюри, по слухам — весьма жаркие.

Как признались Ксения Собчак (она была председателем жюри прессы) и Мира Наир (председатель международного жюри), до махания кулаками дело все-таки не дошло. Но значит, был такой шанс.

— Споры получились очень оживленными, — рассказала Ксения. — Но вообще это доказывает, что жив фестиваль, живо документальное кино и жива связь кинематографистов со зрителем.

Президент фестиваля Алексей Учитель тоже, прежде чем переходить к именам лауреатов, захотел сказать несколько слов об итогах самого «Послания к Человеку».

— Мы разогнались и поднялись на новую высоту, — сказал он. — Несколько лет назад это был малюсенький фестиваль, который могли посетить пара десятков человек. Теперь мы замахнулись на серьезное европейское мероприятие. С фестивалями художественных фильмов — такими, как Каннский или Московский, — мы не можем тягаться, это ясно. Значит, надо создавать что-то свое. Были, конечно, и недостатки, которые надо будет решать. Но к нам собралось как никогда много важных гостей, и это — огромный шаг вперед.

— А какие это недостатки? — прямо спросил я Алексея Ефимовича.

— Нужно улучшать организацию. И может быть, сокращать количество фильмов в конкурсной программе, одновременно повышая их качество.

Еще Учитель упомянул о своей давней мечте: создать в Петербурге видеотеку «Послания», которая содержала бы фильмы — участники фестиваля за все годы его существования.

Члены жюри тоже высказали свои пожелания. Мира Наир посоветовала «заводить друзей по всему миру, чтобы они рекомендовали понравившиеся им картины» — особенно, ей кажется, стоит обратить внимание на фильмы из Африки.

Тут Алексей Учитель открыл, что на следующий год они с Мирой Наир договорились привезти подборку фильмов ее учеников из киношколы в Уганде — Мира ведет ее уже девять лет.

Режиссер Алексей Учитель и глава кинодепартамента Минкульта РФ Вячеслав Тельнов.

Церемонию вела генеральный директор «Роскино» в высшей степени стильная Екатерина Мцитуридзе. Жаль только, что она в речи допускает неграмотное выражение «имеет место быть». Однако в остальном имел место вполне достойный конферанс.

Раздали немало призов. Например, диплом национального конкурса «За органичность формы и содержания и жизнеутверждающий посыл» был присужден фильму «А в троллейбусе мерцает окно…» режиссера Ирины Ланиной. Буквально через несколько минут Ирину Ланину снова вызвали на сцену — чтоб вручить спецприз от Федерации профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленобласти за лучший документальный фильм о человеке труда.

Жюри прессы, рассказала со сцены Ксения Собчак, не могло определить лучшего. И разделило приз между «Актом убийства» Джошуа Оппенхаймера и «Голой оперой» Ангелы Кристлиб.

— Правда, — добавила Ксения Собчак, — меня поразило, что после показа ленты «Голая опера» режиссера Ангелы Кристлиб публика вела себя невежливо, задавала грубые вопросы… Я от себя принесла цветы Ангеле и хочу перед ней извиниться.

Но к сожалению, режиссера «Голой оперы» на церемонии закрытия не было.

«Кентавра» и 30 000 рублей за лучшую документальную короткометражку получил фильм «Мама» режиссера Лидии Шейниной из школы Марины Разбежкиной.

Как лучший полнометражный документальный фильм наградили картину «Моя родня» режиссера Родиона Исмаилова.

В международном конкурсе лучшим полнометражным документальным фильмом сочли дебютную чилийскую картину «Женщины и пассажир», лучшей анимацией — «Тото» поляка Збигнева Чапла. Лучшей игровой короткометражкой оказалась греческая лента «Не прощаясь». Режиссер Анастасия Кратиди рассказала на сцене, что этот приз для нее — особенный. Ведь ее дедушка и бабушка когда-то эмигрировали из России. А за лучший дебют наградили россиянку Анну Буданову — она создала мультфильм «Обида».

С вручением Гран-при вышла отдельная история. Жюри отдало «Золотого кентавра» бельгийскому короткометражному фильму-дебюту «После нее» — по словам Миры Наир, «фильму огромной силы и красоты». Эта картина — о жизни Нового Орлеана после урагана «Катрина». Но режиссер фильма Александра Лонге не могла приехать на открытие — у нее были сложности с получением документов. Как рассказали организаторы, энергичная Екатерина Мцитуридзе достаточно быстро договорилась с чиновниками посольства и виза была выдана девушке буквально в течение десяти минут, так что она смогла выйти на сцену и получить своего «Кентавра».

— Это тем более интересно, что вчера у меня был день рождения. Я совершенно не ожидала такого… По-моему, это все похоже на кино, — рассказала мне несколько растерянная, но, кажется, счастливая победительница.

Церемония закончилась. Жюри ело попкорн и готовилось отбывать на заключительный фуршет, а зрители остались, чтобы увидеть фильм Алехандро Ходоровски «Танец реальности» — о его детстве в Чили и о трудностях его родителей, эмигрантов из Российской империи. Послание от Ходоровски, как всегда непристойное, страстное, мистическое и красочное, заворожило зрителей — даром что кончался фильм за полночь.

↑ Наверх