Этот город — самый лучший город на земле…
Корреспондент «ВП» попытался сравнить Вену с Петербургом
Каждый год международное консалтинговое агентство Mercer проводит исследование качества жизни в 221 мегаполисе мира, претендующем на титул «самого комфортного города». В нынешнем году этот почетный рейтинговый статус получила австрийская столица. Но самое интересное, что старушка Вена завоевывает почетное звание уже третий раз подряд.
Наш корреспондент Алексей Шолохов, оказавшись в столице Австрии, решил убедиться в приспособленности города к потребностям современного человека.
Знакомство с городом началось в самолете. «Как, вы еще никогда не были в Вене? — спросила у меня элегантная соседка. — А я здесь уже десять лет живу. Хотите, подкину вас до собора Святого Штефана? Все равно мне ехать на такси. Посмотрите на город». — «А что, вы заранее заказали машину?» — отозвался я. «Зачем? Здесь такси стоят в очередь, ожидая пассажиров. Стоимость и качество их услуг одинаковы. Так что не раздумывайте. Вот увидите, Вена похожа на Петербург, только климат здесь мягче!»
Билеты в метро подходят и для наземного транспорта
Вена, как и Петербург, — трамвайная столица
Вена и вправду похожа на Петербург, только южнее. Да, есть отличия. В архитектуре и декорациях — много готики (которой нет и не может быть у нас), гораздо больше модерна. Но есть схожесть —уникальные музеи, театры, классицизм, эклектика и общий уровень архитектурного и градостроительного мастерства. Самая существенная инженерная разница — это, конечно, транспортная инфраструктура. На 65 питерских станций метро приходится 101 венская. При том, что жителей 1 млн. 670 тысяч против наших 5 миллионов. Согласитесь, здесь есть над чем задуматься. И хотя официально современный венский метрополитен принято считать открывшимся 8 мая 1976 года, у него есть богатая предыстория, идущая с конца XIX века. Ведь сегодняшняя транспортная сеть состоит из сегментов городской железной дороги, построенных еще в 1898 — 1901 годах. Ну а трамвайное сообщение появилось в Вене аж в 1865 году. Сейчас оно насчитывает уже около 179 км трамвайных путей. Поэтому в Вене расположены старейшие и самые протяженные трамвайные линии в мире. Но ведь и Петербург вроде как считается пока трамвайной столицей России. Может быть, мы зря так неистово демонтируем трамвайные пути?
Система трамваев и метро в Вене удобно связана пересадочными узлами со скоростными железными дорогами. Кстати, билеты в метро подходят также и для автобусов, и для трамваев. Так не стоит ли нам изучить венский опыт?
Важную роль при оценке комфортности проживания играют условия окружающей среды — количество зеленых насаждений, степень загрязнения воздуха. Во внимание принимаются политическая, социальная и экономическая среда, качество медицинских услуг, доступность образования, инфраструктура, а также сеть общественного транспорта, водо- и электроснабжение.
Ну и конечно, важно наличие театров, кинотеатров, ресторанов, доступных спортивных сооружений. А еще — количество и качество магазинов, доступность товаров — от мелочовки до дорогих автомобилей.
В Вене — самые протяженные трамвайные линии в мире
Наш «Воин-освободитель» в самом центре Вены
Признаюсь, рассказывать вам, дорогой читатель, об этой стороне венской жизни особенно приятно. Ну как не восхититься тем, что в самом комфортном в последние три года городе мира не только сохранили в первозданном виде послевоенный монумент советскому воину-освободителю, но и окружили его великолепным фонтаном. Да и находится памятник прямо в самом центре Вены. Всего в 200 метрах от знаменитого дворца принца Евгения «Бельведер». А вот его авторы — наши соотечественники архитектор С. Яковлев и скульптор М. Интезарьян, увы, забыты на родине.
Сегодня не многие знают о том, что условием вывода из Австрии группы войск стран антигитлеровской коалиции было признание ее нейтралитета. Австрия, так же как Швейцария, нейтральная страна. И так же не входит в НАТО. И хотя иногда в австрийском парламенте пытаются достать заветный ящик Пандоры, предлагая забыть соглашения 1955 года, нейтралитет Австрии и пацифизм ее столицы Вены становятся национальным брендом, влияющим на рейтинги.
Венский аэропорт настолько удобен, что в нем даже обменивают шпионов
Это раньше мы могли вообразить картину обмена агентами разведки у живописной реки вдоль границы, как в фильме Саввы Кулиша «Мертвый сезон». Сегодня же большинство стран, в том числе и Россия, обменивает своих разведчиков в нейтральном венском аэропорту Швехат. Сцена приблизительно та же, что у Кулиша. Только вместо двух берегов речки — два трапа самолета. Так что и для спецслужб всего мира Вена, пожалуй, один из самых комфортных городов. Впрочем, рейтинговое агентство едва ли брало в расчет это обстоятельство.
Недавно этот знаменитый венский аэропорт Швехат, через который благодаря нейтралитету Австрии проходила вся вторая волна советской эмиграции (в том числе, например, и Сергей Довлатов), был реконструирован. Но вот незадача. К реконструкции возникло очень много вопросов как среди профессионалов, так и среди обычных жителей столицы. Не понравилась им прежде всего дороговизна строительства и неудобство для пассажиропотока. Руководство аэропорта стало срочно проводить исследования среди пассажиров. Ваш корреспондент при входе в новый зал ожидания Швехата также попал под соцопрос. С задачей справился. Досконально ответил на все 50 вопросов менеджеров Швехата, озабоченных тотальной критикой идеально построенного здания нового терминала. Но не было в исследовании 51‑го, самого главного для меня вопроса: когда же наш аэропорт Пулково дойдет до уровня, хотя бы на 10 порядков близкого к раскритикованному в Австрии новому терминалу? Может быть, изменения облика нашего городского позорища уже осталось ждать совсем недолго? У кого бы спросить?
Безопасность
Любопытно, что в том же венском аэропорту Швехат вы никогда не увидите очереди к кабинкам паспортного контроля. Но не потому, что так много здесь полицейских и их окошек. Нет. Открытых, пожалуй, даже меньше, чем в Пулкове. Однако местные полицейские в отличие от соседних европейских столиц быстро штампуют, практически не глядя, шенгенские визы. Казалось бы, и не смотрят. Но, уверяю вас, смотрят. При выходе из самолета ваш корреспондент был свидетелем того, как пару, явно желавшую сойти за туристов, очень вежливо, но настойчиво пригласили пройти вслед за работниками полиции. Информация о пассажирах обрабатывается электронным способом еще при регистрации на рейс из страны-отправителя. Поэтому нет необходимости создавать очереди при формальном прохождении границы. Надо также отметить и оснащение, и количество венской полиции. Она буквально повсюду, но абсолютно неагрессивна. К тому же помимо федеральной полиции у Вены есть и своя, муниципальная.
Памятник Марии Терезии издали напоминает нашу Екатерину
Музейный квартал
Не так уж много в Вене выставок и оперных премьер, попадающих на первые строчки арт-хроник мира. Но каждая из них становится важным городским событием. Рекламой выставок завешено все: от станций метро до билбордов. А музейный квартал, несмотря на свою компактность, — прекрасное место для отдыха. В элементарных по форме пластиковых лежаках, расставленных по музейному кварталу, кажется, можно жить. И как-то их современные дизайнерские формы мирно уживаются с классицистической архитектурой дворцов.
Конкуренты Вены по комфортности проживания:
- австралийский Мельбурн;
- канадский Калгари;
- финский Хельсинки.
Предстоит учиться мне, или Образование и жизнь
Один мой друг-москвич, армянин по происхождению, отдал своих двух дочек учиться в Венский университет. «Почему не в братиславский? — спросил я. — Там же язык ближе к русскому, да и народ на первый взгляд попроще». — «Все очень просто, — сказал мой приятель, — причина в деньгах». Семестр, а то и два в венском вузе стоит 5 тысяч евро. А в соседней Братиславе, как ни странно, почти в два раза дороже. Что уж тут говорить про Лондон, Москву и Петербург. Сегодня в Вене большинство университетов открыты не только для резидентов, но и для иностранцев.
Кто же еще в конкурентах у Вены по степени комфорта? Городов-номинантов много — это австралийский Мельбурн, и канадский Калгари, и наш северный сосед Хельсинки. Где, как вы знаете, тоже любят иностранцев, модерн и трамваи. Увы, Питера пока среди них нет. Но, согласитесь, как бы хотелось, чтоб был!
В венских парках все предусмотрено для отдыха горожан — есть даже гамаки
Вена говорит на всех языках
Толерантность — наверное, это слово и обозначает комфорт для проживания в мегаполисе для представителей «нетитульной» нации. В Вене, несмотря на короткие приступы сумасшествия, случающиеся в парламенте, с этим, поверьте, все в порядке. И вот почему. Был в новейшей истории случай, когда австрийская столица получила урок. Это произошло в 1895 году, когда на выборах венского градоначальника победил Карл Люэгер. Новый бургомистр первым делом решил выгнать за пределы Вены иноземцев. Большая часть из них, как вы понимаете, занимались торговлей. И через каких-то полгода бюджет Вены, сплошь завязанный на доходах от мелких лавок, оскудел донельзя. Тогда, чуть подождав, слегка обалдевшее от случившегося правительство Австрии отменило итоги выборов. После этого, за исключением тех лет, когда у власти были нацисты, иноземцев из Вены никто не выгонял.
Сегодня не отстает от других иностранцев и поток российских туристов, пребывающих в австрийской столице. С каждым годом наших соотечественников все больше. В этом году приток россиян побил все рекорды. Конечно, до решения принимать российские рубли в супермаркетах, как это произошло недавно в приграничных регионах Финляндии, еще далеко. Однако уже повсюду хорошо слышна родная речь. Впрочем, в многоязычной Вене это совсем не удивительно.
Фото автора и Людмилы РЯБКОВОЙ