Евгений МИРОНОВ: Жизнь Федора Михайловича была покруче его собственных романов!
После ролей Ивана Карамазова и князя Мышкина артист почувствовал себя готовым к тому, чтобы сыграть самого Достоевского
После ролей Ивана Карамазова и князя Мышкина артист почувствовал себя готовым к тому, чтобы сыграть самого Достоевского
22 мая на канале «Россия» начался показ нового сериала «Достоевский», поставленного Владимиром Хотиненко. В фильме играют замечательные актеры: Чулпан Хаматова, Алла Юганова, Валентина Талызина, Ольга Смирнова, Дарья Мороз, Дмитрий Певцов...
Главную роль сыграл народный артист России Евгений Миронов. При всей любви к великому русскому писателю Миронов не сразу согласился на этот проект, да и по ходу съемок мучительно искал ключ к образу…
— Евгений Витальевич, была тяжелая работа?
— Она и не могла быть легкой. Лично меня не устраивал сценарий (автор — Эдуард Володарский. — Прим. авт.), казался схематичным. Мы были уже в пути и с Володей Хотиненко фактически круглосуточно в течение восьми месяцев были обложены книгами, материалами — все о Федоре Михайловиче. Ходили в Музей Достоевского, музейщики нам очень помогали с материалами. Тем не менее стержень остался тот же, что и в сценарии, — это личная драма. Понятно, что это интересно зрителю, тем более фильм телевизионный — восемь серий. Но мне хотелось все-таки объять что-то большое… Не знаю, насколько это удалось, но мы отдали все силы. Мне самому очень интересно, что же получилось, и, честно говоря, я очень волнуюсь, как примет фильм зритель.
— Правда, что этот фильм — не о муках творчества, а о муках жизненных?
— Жизнь Федора Михайловича была покруче любого его собственного романа, и все жизненные коллизии так или иначе преломлялись в творчестве. Я понимал, что без этого не обойтись, но мне хотелось, чтобы эти события излагались не просто в стилистике светской хроники, не поверхностно. Чтобы было понятно, почему после этого он стал писать то или иное произведение. Я очень долго внутри себя искал характер Федора Михайловича — он настолько разнообразный, как ртуть. Ведь он вмещает в себе все свои образы — и Раскольникова, и папаши Карамазова, и Рогожина. Это все у него внутри. Один художник ищет вокруг своих персонажей, высматривает, а герои Достоевского прежде всего были внутри его самого. Можете представить себе, какая это была сложная натура. Необходимо было все объединить, смешать. К тому же в фильме Хотиненко мне пришлось сыграть Достоевского от возраста 24 года до самой кончины. Столько событий вместил фильм: с момента разгрома кружка петрашевцев до написания «Братьев Карамазовых», это и ссылка в Сибирь, и роман с Аполлинарией Сусловой, и смерть от чахотки первой жены Марии Исаевой, и «неизлечимая болезнь рулетки», смерть сына Алеши…
— Большая часть съемок прошла в Петербурге… Какой он у вас, Петербург Достоевского?
— Хотиненко хотел отойти от шаблона изображения темным и мрачным Петербурга Достоевского. Ведь Петербург всегда красив! Мы снимали в Петропавловской крепости, Казанском соборе, на набережных, в пригородах. Казнь, с которой должен начаться фильм, снимали в Гатчине. В Баден-Бадене и Висбадене я сыграл в рулетку и выиграл. Хотиненко говорит, что глаза мои выкатились из орбит, но я очень быстро сдулся. Азарт меня не захватил… Где бы мы ни появлялись с камерами, как только люди узнавали, что снимается фильм о Достоевском, вокруг образовывалась немыслимая толпа из туристов, местных жителей. Достоевского знают все. Он — просто звезда! Был любопытный эпизод в Баден-Бадене: мы отсняли сцену, я в гриме поднимался по крутой лестнице и услышал разговор двух русских туристов. Жена говорила мужу: «Господи, мы в таком замечательном месте, здесь ходил Достоевский! У меня такое ощущение, что я повернусь, и он войдет!» И в этот момент появляюсь я: «Вызывали?»
— Когда вы впервые встретились с Достоевским в театре?
— Когда Валерий Фокин, нынешний руководитель Александринки, предложил мне сыграть Ивана Карамазова в спектакле «Карамазовы и АД». Потом был фильм «Идиот» Владимира Бортко, после которого я весьма долгое время не мог выйти из образа князя Мышкина, буквально «пропитавшись» этой работой. И меня совершенно не удивило предложение режиссера Владимира Хотиненко, я чувствовал, что настал момент соприкоснуться с самим Федором Михайловичем.
— Вы как-то сказали, что получаете много писем, в которых пишут: своими ролями в кино и театре вы помогли людям в трагических ситуациях…
— И мне это очень важно. Когда я стал лауреатом Премии Солженицына, то подумал, что она для меня дороже всех кинематографических наград. Но актер может помогать нуждающимся не только своим искусством. Для меня очень важным моментом стал благотворительный аукцион фотографий со съемок фильма «Достоевский», который прошел в Петербурге. Это потрясающие фотографии петербургского мастера Олега Кутейникова, и все вырученные деньги мы передали в санкт-петербург-ский филиал благотворительного фонда поддержки деятелей искусств «Артист», который мы создали вместе с Машей Мироновой. На данный момент в картотеке фонда — около 1500 ветеранов сцены, 180 из них — участники Великой Отечественной войны. По данным Гильдии киноактеров, сегодня около 600 человек входят в список особо нуждающихся. Я считаю, что если у вас есть хоть какая-то финансовая возможность помогать другим, то надо отдавать детям и старикам.
— Вы не только актер, но еще и художественный руководитель Театра Наций. Несколько лет идет реконструкция здания вашего театра. Когда же завершится эта стройка века?
— Стройка идет, и идет хорошо. Бог даст, в сентябре 2011 года мы сможем открыться и начать нормально работать в реконструированном театре, отвечающем запросам сегодняшнего века. Причем не только с большой сценой, прекрасно оборудованной, но и с малой сценой, где можно будет увидеть экспериментальные работы молодых.
— Тем не менее Театр Наций продолжает, даже не имея своего помещения, выпускать одну премьеру за другой…
— В мае Томас Остермайер, один из лучших европейских режиссеров, приступил к репетициям нового спектакля в Театре Наций. Петербургский режиссер Андрей Могучий намерен осенью начать репетиции спектакля на основе сюжетов о Дон Кихоте. Есть еще ряд постановок, в том числе обойма из молодых режиссеров и актеров.
— А про свои новые роли что же не рассказываете!
— Ну а про новые роли что говорить… Извините, не могу вам сообщить подробности. Про будущее я вообще не говорю. Когда что-то говорю — не сбывается! Проверялось не раз.
Беседовал Виктор КАЗАКОВ Фото автора
Метки: Интервью
Важно: Правила перепоста материалов