Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

Евгений Плющенко: Мечтаю поработать с питерскими детьми

Олимпийский комитет России не так давно включил Евгения Плющенко в список кандидатов на подготовку к Олимпийским играм-2018. Пятая Олимпиада Плющенко?..

Это сообщение вызвало полярные оценки в кругах специалистов и зрителей, но большинство поклонников выдающегося мастера порадовались. 

Плющенко ведь уже достояние не только российского, но и мирового спорта. Однако до Олимпиады еще нужно дожить, а нынче Евгения волнует прежде всего ледовое шоу-сказка «Снежный король», премьера которого пройдет в начале декабря в Москве, а в начале января — в Петербурге. День и ночь вместе с Яной Рудковской, женой и продюсером шоу, вместе с командой из 220 человек Плющенко готовится поразить зрителей ледовым спектаклем, какого еще не видывали. Но даже при такой занятости, находясь в Москве, двукратный олимпийский чемпион согласился ответить на наши вопросы о своем любимом городе — о Санкт-Петербурге.

— Когда, при каких обстоятельствах вы осознали, в каком уникальном городе вы жили?
— Я не только жил, а живу. Продолжаю приезжать в Петербург, этот город для меня не закрылся, я из него не уехал… Впервые приехав сюда в 11-летнем возрасте из Волгограда, я немножко испугался этого огромного города. Но быстро осознал его уникальность — я влюбился в Петербург сразу же, и он меня тут же принял.

— Каждый год ЗакС Санкт-Петербурга называет одного-двух новых почетных граждан города. Не маловато ли на пятимиллионный город? 
— У нас в городе очень много почетных людей, которые сделали что-то ценное, внесли огромный вклад. Поэтому один почетный гражданин — конечно, это очень мало. Можно награждать и пять, и десять… И вообще важно ценить великих людей при жизни. Я знаком со многими людьми, которые реально добились огромных достижений в искусстве, мире спорта, науки, но они не обласканы вниманием, наградами, званиями, премиями. Однако стоит такому человеку уйти из жизни, и в его адрес обрушивается лавина внимания: снимают фильмы, пишут книги, всячески славят, награждают посмертно. Это касается и академиков, и писателей, и спортсменов…

Я убежден, что мы должны намного бережней относиться к олимпийским чемпионам. И воздавать им почести при жизни! На том свете уже совершенно иная жизнь…

— Если бы вы 100 лет спустя после нашего разговора вернулись в Петербург, каким бы хотели его увидеть?
— Через 100 лет?.. Я думаю, что в Петербурге все есть, все классно, просто требуется больше финансирования, инвестиций, чтобы отреставрировать до конца все здания, привести дороги в идеальное состояние. А так Петербург — это прекрасная Европа, европейский город, куда реально приезжаешь и отдыхаешь, нет такой суеты, которая давит на вас в Москве. В Питере и люди поспокойнее… 

Я сейчас начал жить в Москве, езжу за рулем и невольно сравниваю: когда в Питере проезжают машины, то люди успевают посмотреть друг на друга, в Москве же все смотрят только вперед. Да и по улицам ходят по-другому — головой не крутят (улыбается). В этом — колоссальная разница: в Петербурге люди все еще хотят общаться друг с другом, в Москве — решают свои проблемы, делают карьеру, деньги.

Пусть через 100 лет в моем любимом городе всегда будет солнце, не будет такого сумасшедшего ветра, и, конечно, поменьше сырости (улыбается). А так еще раз говорю: я обожаю этот город!

— Был ли такой момент, такой период, когда Петербург на вас давил, сковывал вас, испытывал на прочность?
— Когда в 11 лет я приехал в Питер, то в спортивных кругах царила очень жесткая дедовщина. Избиение младших ребят старшими — вот это я застал. А в остальном все здорово, прекрасно. Возникали сложные моменты, когда мы снимали комнату с мамой в коммунальных квартирах с мышами, с соседями-алкоголиками. Это, конечно, была проверка на прочность, и я ее прошел. Негатива хватало, но ничего — я окреп, стал сильнее, познал, что такое жизнь, очень рано, научился воспринимать удары судьбы как неизбежное. Научился держать удар и идти дальше.

— За кого из известных петербуржцев вам было или сейчас стыдно, неловко?
— Не хочу никого обижать, пусть это останется со мной. Такие люди есть, к сожалению, но они везде есть…

— Какие две-три городские проблемы вам лично не дают спокойно жить и спать?
— Первое — расселение коммунальных квартир. Мы живем в XXI веке, пора бы уже дать людям комфортные условия, чтобы никаких коммуналок не было. Там грязь, антисанитария, уму непостижимо, что там происходит… 

Не дают мне спокойно спать проблемы моего любимого вида спорта. Так обидно, что из Питера уехали очень многие спортсмены — либо в регионы, либо в Москву. Фактически осталась одна пара у Тамары Николаевны Москвиной — Юко Кавагути и Александр Смирнов. Остальные рванули в Москву. А еще недавно считалось, что парное катание — петербургская тема. Та же картина и среди одиночников. У Алексея Николаевича Мишина есть лишь Лиза Туктамышева… В итоге у спортсменов нет конкуренции в Петербурге. А только в жесткой борьбе ты растешь, стараешься подтянуться, стать лучшим. В Москве сейчас столько катков, ледовых дворцов строится, что Петербургу и не снилось. Обидно, что Питер в этом плане «сдувается».

— Появится ли в Петербурге Школа фигурного катания Евгения Плющенко?
— Как раз сейчас в Москве мы прорабатываем идею моей школы по фигурному катанию. Хотелось бы, конечно, такую школу и в Петербурге создать — в городе, где я начинал, где ковались мои победы. Думаю, что и к этому чиновники, наше руководство придут. Просто не хотелось бы, чтобы школа появилась, когда мне стукнет 60 лет: «Евгений Викторович, работайте!», а мне уже ничего не нужно будет. Другое дело сейчас: когда ты молодой, у тебя, как говорится, все горит, ты хочешь работать. Возможности в нашей стране огромные, и прежде всего нужно работать с детьми. И я готов! Растить спортсменов, готовить, работать. 

— Какие особенные места в Петербурге вы показываете своим гостям-друзьям?
— Конечно же, Дворцовый мост, Эрмитаж, Кунсткамеру, Казанский собор, Спас-на-Крови, Марсово поле… Люблю ходить по паркам. С детьми мы постоянно гуляем на Крестовском острове, там прекрасный парк, замечательные детские аттракционы. Часто выходим на катерочке с друзьями, ходим по заливу, каналам. В Питере, слава богу, есть что посмотреть, что показать! Город наш уникальный, с сумасшедше красивой архитектурой, великолепной подсветкой. Сейчас строится много дорог, сделали кольцевую. Возводятся спортивные площадки. Душа радуется, когда видишь такие перемены. Живу и работаю в Москве, а сплю и вижу, когда приеду в Петербург.

↑ Наверх