Евреи Петербурга готовятся встретить Песах
3 апреля вечером евреи Петербурга начнут отмечать Песах — праздник свободы, один из главных в еврейском календаре. Центральный момент Песаха — седер, трапеза с рассказом об Исходе из Египта
Седер — это действо, подчиняющееся определенному распорядку (слово «седер» и означает «порядок»). На столе должна быть горькая зелень, символизирующая тяготы рабства, и фруктовый «харосет» — тертые яблоки с медом, — намекающий на сладость освобождения. Нужно выпить бокал вина, непременно облокотившись, как подобает свободному человеку. Отведать мацы, которую выпекают по особым правилам — без закваски. В Песах категорически запрещен в пищу хамец — мучные блюда, полученные путем брожения (хлеб, макароны, любая выпечка и др.). Хамец нельзя не только есть — им нельзя владеть, поэтому перед Песахом его «продают». Крошки хамеца ищут накануне праздника по всему дому при свете свечи, а наутро сжигают.
В пасхальную ночь читают агаду — традиционное повествование об Исходе, построенное так, чтобы заинтересовать детей и не дать им уснуть. Ведущий рассказывает об истории и философии Исхода, ставшего днем рождения еврейского народа; о традициях и запретах Песаха; о том, что означает этот праздник для евреев всего мира.
В Большой Хоральной синагоге Петербурга, а также в еврейских центрах по всему городу («На Московском», «В Приморском», «На Васильевском», «На Тверской», в центре «Маор» на Выборгской стороне), в еврейских школах и детских садах пройдет пасхальный седер.
В помощь тем, кто предпочитает проводить седер в кругу семьи, петербургская синагога издала брошюру с практическими инструкциями по подготовке к Песаху, подборкой кошерных рецептов и агадой на русском языке. Брошюра проиллюстрирована работами петербургских художников. Традиция украшать агаду рисунками во многом связана с заповедью «И расскажи сыну своему».
В 1980-е годы в нашем городе родился проект «Ленинградская агада»: дети из семей отказников (евреев, которым власти не разрешали выезд в Израиль) собирались на частных квартирах и изучали еврейские традиции, постигая их сквозь призму изобразительного искусства. Созданные ими рисунки и стали основой «Ленинградской агады», изданной в 1993 году огромным по нынешним временам тиражом 10 тысяч экземпляров.