Фантаст, избегающий «Кода да Винчи»
Молодой журналист, ведущий радио «Зенит», а с недавних пор еще и писатель Игорь Евдокимов рассказал нам, как написал фантастическо-детективный роман «Мастер судного дня»
- Игорь, о чем твоя книга?
- Книга рассказывает о молодом петербургском журналисте Славе Абакумове, жизнь которого, как водится, в один момент очень круто меняется. На самом деле, все началось с обычного журналистского расследования на тему проводимого в городе собрания масонов. Незаметно для себя Слава очень глубоко погружается в мир древнейшего на планете тайного общества. При помощи попавшей ему в руки апокрифичной книги он узнает невероятные подробности множества важнейших периодов и событий в истории человечества. Сам Слава попадает в невероятные ситуации и постепенно узнаёт много нового об известных ему людях. Можно сказать, что весь мир открывается для главного героя с самых неожиданных сторон. Книга, скорее, относится к жанру научно-фантастического детектива. Хотя лично я постарался сделать всё, чтобы мы как можно дальше отошли от традиционных клипообразных экземпляров а-ля «Код да Винчи».
- Расскажи немного об истории создания. Как пришла идея? Чем вдохновлялся?
- Автором идеи является мой соавтор, опытный журналист и писатель Андрей Гульцев. Он много лет изучает эзотерику. Многие его наблюдения и размышления об известных сюжетах Древнего мира и Средневековья легли в основу нашей книги. Я же занимался проработкой персонажей современного мира. Можно сказать, что конструкция нашего труда чем-то напоминает «Мастера и Маргариту» Булгакова – у нас ведь тоже присутствует принцип «книга в книге» (не говоря уж о слове «мастер» в названии). Но, честно говоря, эти аналогии пришли ко мне уже после написания книги. Наш совместный труд длился около трёх лет – быстрее справиться нам не позволяли наши основные места работы. Результатом стала довольно увесистая книга, правда, по промежуточным отзывам читателей, её объём не мешает темпу чтения.
- Работалось вместе довольно легко. В наш интернетовский век не является проблемой даже география: ведь я живу в Петербурге, а мой соавтор – в Париже. Условно наша работа разделялась по эпохам: на мне была современность, на Андрее – все исторические периоды. Большую часть персонажей выдумал я, Андрей же определял ход повествования и правил написанное мной. Постоянно советовались, но никогда не спорили, что способствовало продуктивной работе.
- Ты сам определил жанр как «научно-фантастический детектив». В романе больше фантастического или реалистического?
- Большинство событий выглядят, скорее, невероятно, чем фантастически. Хотя есть и такие моменты, которые невозможно объяснить с точки зрения науки, но их всё же меньшинство. Впрочем, концентрация сверхъестественного нарастает в книге постепенно. Почти все научно-фантастические элементы мы основывали на современных представлениях науки о космосе и устройстве мира. Эзотерическую составляющую можно назвать своего рода исторической фантастикой или альтернативной историей. Вместе с тем, некоторые исторические сюжеты и персонажи известны нам, современным людям, лишь по преданию, а как оно на самом деле было - мы, вероятно, никогда и не узнаем.
- Изначально читатели наверняка будут сравнивать ваш роман с другими, с тем же «Кодом да Винчи». Ты говорил, что вы пытались отойти от него и ему подобных, как и в чем это выражается?
- Ну, если посмотреть тот же «Код», то для меня очевидно, что это, скорее, сценарий, чем книга. Безусловно, Дэн Браун заслуживает большого уважения за свои исследования в эзотерике и истории, и лично я с нетерпением жду третьего фильма-экранизации его романов о Роберте Лэнгдоне. Но, как мне кажется, сам Лэнгдон, по сути, является единственным характерным персонажем во всей саге. Мне же хотелось избежать эффекта «театра одного актёра», чтобы героев (пусть и второстепенных) было больше одного. Я пытался показать их человеческие стороны, их особенности, нарисовать их в доступных мне красках. Просто для меня наиважнейшими составляющими любой книги являются сами персонажи, а в подобной литературе обычно самое важное – события, а не люди. В этом, наверное, и заключается главное отличие. Впрочем, наверное, от этого и книга получилась такой внушительной по объему.
- Есть какой-то особенно полюбившийся персонаж или место в книге?
- Не могу сказать, что у меня есть любимчики в книге, равно как и особенные эпизоды. Все герои для меня одинаково дороги, потому что все выдуманы из воздуха, среди них нет ни одного, которого бы я вылепил на основе какого-то прототипа. Тот же главный герой не особенно похож на меня, хотя при желании можно найти схожие черты.
- ОК, вот книга вышла, теперь заслуженное признание. Что дальше? Какие творческие планы? Планируешь ли писать еще?
- Откровенно говоря, дальнейших планов уйма. Во-первых, мы мечтаем заняться экранизацией «Мастера». О сроках говорить не буду: пока ещё ничего не ясно, но есть надежда, что где-то через год сможем подойти к этому поближе. Во-вторых, сейчас мы пишем вторую книгу, некоторым образом являющуюся продолжением «Мастера». Готова она пока лишь чуть побольше, чем на треть. О подробностях говорить не буду, но могу сказать, что сюжет перебрасывает нас чуть меньше чем на двести лет вперёд, то есть в самое что ни на есть будущее. В-третьих, есть идеи ещё как минимум для пяти книг – почти все они пришли ко мне во сне. Понятно, что я даже примерно не могу представить, когда смогу их реализовать. Но есть очень большое желание писать. Начинаю осознавать, что шёл к этому, наверное, даже с самого детства. Напряжёнка только со временем: радио отнимает его большую часть.