Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Фарфор: история с этнографией

До конца января будущего года в Российском этнографическом музее открыта выставка «Образы народов России»

Выставка приурочена к 400-летию Дома Романовых, и это не случайно: замысел создания коллекции фарфоровых скульптур «Народности России» принадлежал лично императору Николаю II. Впервые фигурки были публично продемонстрированы сто лет назад — во время празднования 300-летия Дома Романовых, но в таком объеме (все 74 скульптуры) серия ранее не демонстрировалась: в 1913 году работа еще не была завершена, она длилась десять лет, с 1907 года по 1917-й.

«Тунгусский шаман»


Руководил проектом известный скульптор Павел Каменский (1858 — 1922), заведующий бутафорской мастерской Императорских театров. В основном статуэтки находятся в собраниях Российского этнографического музея и Эрмитажа. Некоторые были воссозданы специально для выставки мастерами ИФЗ. Рядом со скульптурами выставлены костюмные комплексы и отдельные вещи из собраний РЭМ и МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамеры). Многие вещи — именно те, с которыми при создании скульптур работал Каменский.

«В то время этнография как наука только зарождалась, поэтому были неизбежны мелкие неточности, — объясняет куратор выставки Елена Мадлевская. — При создании экспозиции мы решили эти неточности чуть скорректировать: например, видим, что на статуэтке сверху «надет» костюм одной местности, а снизу — другой; рядом мы демонстрируем оба». Интересно, что коллекция включает изображения представителей народов, никогда в России не живших, — например, китайцев или монголов.

«Значит, в то время для России было важно сотрудничество с этими странами, это такой дипломатический жест», — говорит Елена Львовна. Одна из любимых и взрослыми, и детьми статуэток — «Тунгусский шаман», но изображен он с открытым лицом, а лицо камлающего шамана на самом деле увидеть невозможно: «Вот он, этот головной убор с бахромой, закрывающей лицо. Очевидно, скульптор оставил шамана с непокрытой головой ради большей выразительности». Ну и узбечку без паранджи на улице в те времена вряд ли можно было увидеть, но как под паранджой костюм рассмотришь!..


«Жаль, что не видно ни фигурок, ни костюмов со спины. У нас была задумка сделать заднюю стену в витринах зеркальной, но это очень дорого и сложно. Мы все же вышли из положения: создали интерактивную часть экспозиции». Тут же, в зале, на большом экране с помощью компьютерной программы можно любой костюм рассмотреть со всех сторон.

Кроме того, владельцы айфонов и айпадов могут скачать бесплатную программу с информацией по выставке, а также воспользоваться QR-кодом.

↑ Наверх