Фарух Рузиматов: Публика в Петербурге холодная, но замечательная
Звезды петербургского и московского балета выступят в БКЗ
Оказывается, самую большую концентрацию балетных звезд можно увидеть не в Москве в Большом театре. И не у нас в Мариинском. 17 февраля в БКЗ «Октябрьский» соберутся артисты балета на гала-концерт «Звезды двух столиц». Тут будут солисты петербургских Мариинского и Михайловского театров, а также москвичи из Большого и из Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Мы побеседовали с организаторами гала-концерта — солистом Мариинского театра Денисом Матвиенко, народным артистом России Фарухом Рузиматовым и продюсером Ириной Беляковой.
Звездное скопление
— Это не первый наш совместный проект: мы с Денисом Матвиенко устраивали благотворительные вечера и с Фарухом Рузиматовым тоже поработали, — рассказала учредитель «Театрального центра на Коломенской» Ирина Белякова. — Понимаете, хочется заниматься не только развлечением публики, но и созданием ярких, интересных проектов. Отсюда возникла идея этого гала-концерта.
Приглашали всех танцоров сами Денис Матвиенко и Фарух Рузиматов. И подобралась совершенно звездная компания.
— Смысл был в том, чтобы сделать что-нибудь интересное, масштабное, — попросту объяснил сам Денис Матвиенко. — Собрали лучших танцовщиков из крупнейших театров Москвы и Петербурга. Сперва мы хотели, чтобы было поровну московских и петербургских артистов. Но получилось так, что преобладают наши.
Не все присоединились: Ульяна Лопаткина, Диана Вишнёва не смогли поучаствовать. С Николаем Цискаридзе долго велись переговоры, и он в конце концов все-таки отказал. Но и без этих артистов концерт не потеряет свою силу и красоту.
Русский балет сейчас впереди планеты всей, особенно в области классики, считает Денис Матвиенко.
— Я долго думал, чем удивить зрителей. К сожалению, не родился еще второй Петипа, который создаст новые классические шедевры. Поэтому мы станцуем то, что зритель привык видеть: «Лебединое озеро», «Дон Кихот»... А Фарух Рузиматов покажет нам уникальный номер, поставленный на «Болеро» Равеля.
— Почему все это — именно на сцене БКЗ?
— Потому, что другого зала, где можно выступить таким составом, просто нет, — объяснил Денис. — Мы вынуждены здесь танцевать. Конечно, в БКЗ будет все подготовлено для комфорта артистов. Будет настелено специальное покрытие... Пол — это первое, о чем спрашивают танцовщики, когда приглашаешь их поучаствовать.
Дело не в любви, дело — в уважении
— На эту сцену я выходил в последний раз двадцать лет назад, — усмехаясь, сообщил маэстро Рузиматов. — Так что для меня это своего рода премьера.
Я не так часто выступаю в Петербурге. Танцевать здесь сложно, некомфортно. Питерская публика — холодная, труднопробиваемая. Но замечательная. Потому что дело, в конце концов, не в зрительском приеме, а в артисте. Надо просто танцевать лучше. Но специальный центр для подобных вечеров, для балетного искусства Петербургу был бы, конечно, нужен.
— В Нью-Йорке, кстати, Михаил Барышников не так давно открыл театральный центр, в котором проходят и выставки, и концерты. Нам такого действительно не хватает, — поддержал Денис Матвиенко.
— О подобных проектах речь не заходила?
— Это вопрос уже не к артистам, а к власть имущим. О таких планах мы не слышали. Наверное, и не услышим, — пессимистически заключил Фарух Рузиматов.
— Не было ли такой ситуации, чтобы вы приглашали артиста, а он у вас спрашивает: «Не будет там тех-то? Я с ними не хочу выступать». Вот к Наталье Осиповой и Ивану Васильеву со стороны московских артистов таких претензий не было?
— Знаете, это не первый мой проект. И никогда ничего подобного я не видел, — возражает Денис Матвиенко. — Осипова и Васильев — мегазвезды мирового балета. Когда такие артисты переходят в новый театр, в другой город — конечно, вокруг создается какая-то шумиха. Но сейчас... Почему вам, прессе, все время кажется, что в среде артистов существует какой-то антагонизм? Его нет! Мы все время встречаемся: то в Москве, то в Нью-Йорке, то в Токио. Я не задумывался... Но теперь, наверное, задумаюсь, кого с кем можно в гримерку сажать, а кого — нельзя. Тут дело не в любви, дело — в уважении. Эти люди умеют ценить работу своего коллеги, этот колоссальный труд. Наш концерт свел три поколения артистов. Фарух и Игорь Зеленский — постарше, это легенды балета. Я принадлежу к группе помоложе — к тем, кому за 30. И есть те, кому едва исполнилось двадцать. В этой встрече поколений особый интерес концерта.
— Войдут ли такие межстоличные выступления в традицию?
— Если все у нас в этот раз получится — то, конечно, придется повторить, — заявил Денис Матвиенко. — Причем надо будет придумать что-нибудь еще более интересное, усложнить программу. Это будет что-то совершенно другое.
Остается добавить, что билеты на концерт будут стоить в пределах доступности: от 500 до 3000 рублей. Правда, как сказали организаторы, за три тысячи имеется лишь 36 билетов, все остальные — дешевле.
Конечно, отвлекшись от основной темы, нельзя было не воспользоваться оказией. И не спросить Фаруха Садуллаевича, экс-худрука Михайловского театра, о работе его преемника, Начо Дуато.
— Недавно Владимир Кехман сказал, что и сам не знает, к какому направлению — классическому или современному — отнести премьеру Дуато «Спящая красавица»... А как вам показалась эта премьера?
— Для меня это был смотрибельный, интересный спектакль, — сдержанно ответил артист. — Удачная постановка, хорошие костюмы. А как его определять — классический или там «неоклассический» — не так важно.
На сцене БКЗ 17 февраля выступят народные артисты России Игорь Зеленский и Фарух Рузиматов, заслуженные артисты России Игорь Колб, Виктория Терешкина, Ирина Перрен, артисты Наталья Осипова, Иван Васильев, Анастасия Матвиенко, Денис Матвиенко, Екатерина Крысанова, Вячеслав Лопатин, Алина Сомова, Владимир Шкляров, Марат Шемиунов, Наталья Сомова, Cемен Величко, Kристина Шапран.