Газета выходит с октября 1917 года Monday 23 декабря 2024

«Фауст» Александра Сокурова завоевал четыре «Ники»

Режиссер поблагодарил за помощь в создании фильма Владимира Путина и Балтийскую медиа-группу

Вчера в Московском театре оперетты состоялась XXVI церемония вручения национальной кинематографической премии «Ника». Пятичасовое заседание закончилось полным триумфом фильма Александра Сокурова «Фауст», удостоенного самых важных крылатых статуэток «Ники-2013».


Лента получила награду в номинации «Лучший игровой фильм», «Лучший режиссер», «Лучшая сценарная работа», «Лучшая мужская роль». На церемонии вручения премии лично присутствовали режиссер фильма Александр Сокуров, продюсер Андрей Сигле, сценарист Юрий Арабов и актер Антон Адасинский.

Несмотря на то, что церемония закончилась за полночь, мы связались с Александром Сокуровым и Андреем Сигле — с одной стороны, чтобы поздравить их с победой, а с другой — чтобы слегка помучить своими вопросами.

Александр Сокуров: «Всякий приз — это большая случайность»

— В чем вы видите причину успеха вашего фильма на кинематографической премии?
— У всех моих коллег были достаточно большие шансы. Но мне повезло, так как я работал с совершенно выдающимся кинооператором, блестящим сценаристом и так далее, и, кстати, их труд заслуживал отдельных оценок.

— Что значит для вас данная награда?
— Лучше всего, когда твои коллеги обращают внимание на то, что ты делаешь и в состоянии оценить работу съемочной группы. Это самое приятное! Но, между тем, всякий приз — это большая случайность, своеобразное стечение обстоятельств. Поэтому особенно радоваться и взмахивать руками не тянет.

— Я просто обязан задать традиционный вопрос о первых эмоциях, которые у вас возникли, когда вас вызвали на сцену как лучшего режиссера лучшего фильма…
— Да на самом деле никаких эмоций я не испытал. Просто встал и пошел. Дело в том, что до меня на протяжении трех часов люди вставали. Выходили на сцену. Получали статуэтки. Хотя стойте, там даже не три часа, а целых пять все продолжалось, в зале люди просто теряли терпение и силы все это дело смотреть, слушать и аплодировать очередным призерам. Когда меня объявили, хватило сил только чтобы выйти на сцену, сказать два слова и оставить людей в покое…

— Многие из награжденных подобными призами любят вспоминать о трудностях, возникших у них в процессе создания их творения, говорят о некой «ретроспективе кадров», встающей перед глазами…
— Это у нас целое развернутое интервью уже получается! Но я вас расстрою: ничего у меня в голове не крутится, сейчас есть много других забот с другими картинами, и «Фауст» для меня в достаточно добром, хорошем, но далеком прошлом. А я предпочитаю жить сегодняшним, в этом, собственно, весь смысл человеческого существования.

— Может быть, вам бы хотелось поблагодарить коллег, с которыми вы работали над фильмом?
— Коллег я поблагодарил, когда мы сняли последние кадры, да и главные свои благодарности я произнес на церемонии, в том числе поблагодарил Владимира Путина и Олега Руднова за очень серьезную помощь в работе над этой картиной. Это те люди, без поддержки которых ее могло бы и не быть.

Андрей Сигле: «Работали мы не для того, чтобы поставить на полку очередную фигурку»

— Наверняка, в момент получения фильмом звания «лучший» вы выдохнули: «Не зря все это было»…
— Мы делали фильм не для награды, не должно быть таких иллюзий. Мы делаем фильмы, потому что это способ нашего существования, мы по-другому нашу жизнь не мыслим. Это во-первых. Во-вторых, мы делаем кино не для того, чтобы его оценивали критики. Нам очень важно, что посредствам кино мы общаемся со зрителем, пытаясь что-то сказать, и нам очень лестно, когда нас слышат. Безусловно, всякие награждения — это одна из форм привлечения внимания к кино и возможность дойти до зрителя, ведь если кто-то не посмотрел того же «Фауста» раньше, то по получении им звания «лучшего фильма» посмотрит хотя бы из любопытства. Но все же, призы — это не первопричина.

— Как по-вашему, ставит ли перед тем или иным человеком, работавшим над фильмом, получение «Ники» или еще какой статуэтки некую «планку», норму, которой отныне нужно соответствовать, из разряда «отныне только так и даже лучше»?
— Все эти награды, на мой взгляд, особая история: это некая лотерея, некая условность. У Бергмана, например, вообще никаких наград никогда не было. Тем более все эти чествования не отражают реальное положение дел в кино или реальную высоту того или иного художника. Получение статуэтки — это просто факт того, что коллеги отметили нашу работу, и это стоит многого. Но работали мы не для того, чтобы поставить на полку очередную фигурку. Хотя это, безусловно, приятно. «Фауст» — плод труда большого количества людей, это три года жизни, и нам важно, что наши усилия нашли подтверждение у профессионального сообщества.

— Кому бы вы дали приз из тех, кто его на церемонии не получил?
— Я бы дал «Нику» прежде всего художнику по костюмам нашей картины Лидии Крюковой, мне было очень обидно за нее, так как она проделала великую работу! Еще из моих рук статуэтка несомненно ушла бы к нашему художнику-постановщику Елене Жуковой. Я могу сказать, что все костюмы нашего «Фауста» взял в экспозицию Эрмитаж: с одной стороны, это костюмы чисто исторические, с другой — некое обобщение истории. Я бы назвал это воплощением творчества с большой буквы.

— Что было особенно сложным в работе над фильмом, и кто помог вам эти трудности преодолеть?
— Самые первые сложности, возникающие при создании картины и, подчас, самые главные и иногда неразрешимые — это финансирование. Поэтому мы выражаем особую благодарность Фонду поддержки СМИ, нашему Фонду кино, который в критическую минуту поддержал картину. Я могу без конца говорить «спасибо» людям, которые помогают создавать такое непростое во всех смыслах кино: и с точки зрения производства, и с точки зрения его понимания.

↑ Наверх