Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

«Фестиваль Фестивалей» открыли быстро и с юмором

В понедельник, 24 июня, в Доме кино открылось самое важное событие лета с тавтологичным названием: XXI Международный кинофестиваль «Фестиваль Фестивалей»

По 29 июня на площадках Дома кино, кинотеатра «Чайка», кинотеатра «Лендок» на Киностудии документальных фильмов и нового кинозала в гостинице «Англетер» идут лучшие фильмы — участники и призеры международных кинофестивалей последних двух лет.

Чем интересен Йос Стеллинг

С открытием по традиции тянуть не стали.

— Мы не успеем вас утомить, — признался ведущий Александр Малич. — Картин в мире очень много, но отборочная комиссия сделала выборку за вас.

Секция «Новое кино России» включает 12 фильмов 2011 — 2013 годов выпуска. В ней, в частности, состоится премьерный показ фильма Виктора Тихомирова «Чапаев-Чапаев» (в пятницу, 28 июня, в кинотеатре «Чайка»). В память об Алексее Балабанове в первый же день фестиваля была показана его последняя картина «Я тоже хочу».

Кроме того, в секции нового российского кино можно посмотреть «Бориса Годунова» Владимира Мирзоева, тюремную драму «Разговор» Сергея Комарова, «День учителя» Сергея Мокрицкого и картину «Чужая мать» Дениса Родимина.

В секции «Короткий метраж» представлены фильмы выпускников СПбГУКИТ и ВГИКа, а также молодых режиссеров из других стран. Например, фильм выпускника Университета кино и телевидения Тимофея Жалнина «F 5», получивший на «Кинотавре» главный приз в коротком метре и приз Гильдии киноведов и кинокритиков. В программу включен и первый фильм Дарьи Беловой «Ballet Story» (Германия, 2011). Дарья Белова в этом году получила приз Каннского кинофестиваля за фильм «Иди и играй».

Что касается секции «Ретроспектива», то там представлена подборка из восьми картин Ильи Авербаха и четырех — Сергея Параджанова («Украинская рапсодия», «Тени забытых предков» и «Легенда о Сурамской крепости»). Вдобавок из Германии привезен документальный фильм Рона Холлоуэя «Параджанов: Реквием», в России пока не выходивший. В его основе — интервью, которое режиссер дал в 1988 году во время Мюнхенского кинофестиваля.

Зрители, как обычно, увидят фильмы не только из России, но и со всего света. Международная секция фестиваля, как обычно, вполне представительна. Фестивальной новинкой станет программа интернет-фестиваля авторского короткометражного кино. Отобрано 13 наиболее интересных фильмов из конкурса «ISFF-2013».

Особое внимание в этом году уделено голландскому кинематографу, поскольку начинается год культуры Нидерландов в России. Покажут «Турнир» Пола Верховена, «Лишение девственности Евы Ван Энд» Мишеля Тен Хорна, «Снято на пленку» Дидерика Ван Ружена.

— Но не все, наверное, знают голландский кинематограф, — признался генеральный консул королевства Нидерландов в Петербурге Йеннес де Мол. — И я очень рад, что здесь сегодня показывают новый фильм Йоса Стеллинга «Девушка и смерть». Фильм этот интересен еще и потому, что там играют Рената Литвинова и Сергей Маковецкий. Стеллинг вообще регулярно сотрудничает с русскими актерами: в более давнем фильме «Душка» Сергей Маковецкий тоже сыграл важную роль. И как раз Маковецкого сегодня на этом фестивале награждают...

«Я, матушка!»

И действительно, приз «За талант и народное признание» в этом году фестиваль присудил Сергею Маковецкому, которого все на фестивале ждали. Его вышла вручать народная артистка России Нина Усатова. Но Маковецкого нигде не было, его даже никто не заменил, чтобы взять приз.

— Сережа хотел приехать, но сейчас он готовится к спектаклю, — объяснила Усатова, неловко придерживая приз и цветы. — Я знаю Сергея как ответственного, хорошего артиста. Но еще и как замечательного партнера. С ним можно говорить и о жизни, и о наших героях — о чем угодно. Мы снимались с ним в фильме «Поп» у Владимира Хотиненко. Играли матушку и батюшку. И была одна трогательная история — можно я расскажу? Во время перерыва я пошла в свою комнату отдыха, прилегла на диван и думаю с ужасом, что сейчас зайдет помощник режиссера и начнется: «Быстро все на площадку!» Хоть бы на десять минут отключиться... Вдруг слышу, что дверь открывается, тихонько кто-то заходит. Снял с меня ботиночки, чулочки поправил, укрыл пледом, да еще и погладил. Я думаю: неужели помощник режиссера? Говорю в полудреме: «Спасибо, Инна».

Через какое-то время заходит помреж Инна и начинает: «Так, быстро все поднялись!» Я просыпаюсь, смотрю — а в кресле кое-как калачиком примостился Сережа Маковецкий. Я говорю: «Это ты, Сережа, за мной так ухаживал?» Он говорит: «Я, матушка!» Оказывается, в его комнате дети играли, и ему даже негде было отдохнуть.

«И я бы мог, как Малич!»

История скрасила грусть зрителей, лишенных общества Сергея Васильевича. Еще больше ее разрядили актеры Семен Фурман и Роман Громадский, которые вышли на сцену.

— Поскольку мы редко снимаемся, нам остается только шутить по этому поводу, — печально объяснил Роман Борисович. — Но надежды мы не теряем! Кино мы безгранично любим и ждем, что оно о нас вспомнит.

— Мы ездим по фестивалям, специализируемся на их открытии. Это приносит неплохой доход, — разоткровенничался Семен Александрович. — Меня поражает всеядность ведущего Александра Малича. Совсем недавно он открывал еврейский конгресс в Одессе. Я спрашиваю: «Вы еврей?» Он говорит: «Нет!»

А вот мне ни разу не доверили вести фестиваль. А что, я бы мог, как Малич! Даже без папки. Что? Затянул бы? Ну и затянул бы! Что-то я еще хотел сказать про Малича...

Но открыть все-таки удалось, и даже без особых затягиваний. Подытожил церемонию генеральный директор фестиваля Александр Мамонтов своим традиционным тезисом:

— Фестивали — это не бюджет. Это зрители, это вы. Поэтому мы благодарим вас за то, что вы тратите на нас свое время, хотите что-то посмотреть, чему-то научиться. И мы с удовольствием предоставляем вам такую возможность.

Фильмы, удостоившееся самой высокой оценки, получат гран-при «Золотой грифон» в Доме кино 28 июня.

↑ Наверх