Газета выходит с октября 1917 года Saturday 4 мая 2024

«Фестиваль Фестивалей»: почти как в Канне

20-й кинофорум обещает неплохую программу

Стоило войти вечером 25 июня в Дом кино — как немедленно какие-то бежевые тени, довольно страшные, в масках, раскланиваясь, окружили нас. Одна сунула мне в руки киношную хлопушку. Я взглянул на хлопушку. Там значилось: «Фестивалю Фестивалей» — 20 лет». Да, все правильно, не обманули, бестии. Международный кинофорум, ежегодно проводимый в Петербурге, празднует юбилейное открытие. А бежевые призраки оказались театром «Странствующие куклы господина Пэжо». Я профланировал мимо них.

Александр Мамонтов говорит, что все участники фестиваля — звезды.


В большом кинозале все места были заняты. Девушки стояли, устало держа тяжелые фотоаппараты на весу. На сцене за роялем задумчиво наигрывал что-то композитор и пианист Игорь Дункул, одетый совершенно не по нашей дождливой погоде. Словно из Одессы — в белом льняном пиджаке, штанах, в белой шляпе. Видимо, хотелось создать впечатление, что у нас тут почти как в солнечном Канне. Ведущими были люди именитые: на сцену вышла заслуженная артистка России Наталья Фиссон, ей сопутствовал тележурналист Александр Малич, переводивший все речи на английский для иностранных гостей.

— Основатель фестиваля Александр Мамонтов, открывая его в 1992-м, не ожидал, что его детище шагнет в XXI век. В то время это была чистая афера, — напомнила собравшимся артистка.

Открытие, несмотря на юбилейную дату, было по-деловому сжатым. Никаких бесконечных номеров, выступлений, дефиле. Прозвучало всего несколько поздравлений: Ирина Мазуркевич поздравила фестиваль от себя и зачитала приветствие, присланное директором департамента государственной поддержки кинематографии Вячеславом Тельновым. 

Новый фильм Авдотьи Смирновой можно посмотреть 29 июня в Доме кино.

Пришла поздравить и, как она выразилась, «подарить свою любовь» руководитель Центра современного искусства Анастасия Курёхина. 

— Когда делаешь фестиваль, — сказала она, — самое главное — любить то, что делаешь. А здесь видно, что организаторы кино любят просто безумно. Контент у вас изумительный.

Наконец на сцену поднялся сам основатель и генеральный директор фестиваля Александр Мамонтов. 

— Мы просто показываем зрителям лучшие фильмы мира. Я думаю, что это самое главное. Устраивать фестиваль очень трудно, — признался директор. — Но на самом деле его создаем даже не мы. Кинозал и зрители — вот те, кто делает «Фестиваль Фестивалей». 

Я обрадовался такому демократичному подходу директора. Но вот, видимо, газетные журналисты, по мнению Александра Мамонтова, не относятся к зрителям. Стало быть, и к тем, кто «делает фестиваль», их причислять нельзя. Возможно, они даже как-то вредят празднику. Только этим можно объяснить категорическое нежелание директора отвечать даже на самые простые и незамысловатые вопросы.

— Скажите, кто из иностранных звезд в этот раз побывает на фестивале? — осведомился я.

— У нас все — звезды, — отрезал Александр Мамонтов.

— А можно еще один вопрос?

— Нет, — сказал он мне, уходя.

Впрочем, великие люди имеют право на свои причуды. Пришлось разбираться самостоятельно. 

«Странствующие куклы господина Пэжо» веселились на сцене как-то макабрически.

Про иностранных суперзвезд я так, к сожалению, ничего и не узнал. Ходили, правда, слухи, что приедет сам Брюс Уиллис. 

Зато узнал, что показы «Фестиваля Фестивалей» будут идти на нескольких площадках: в Доме кино, в кинотеатрах «Каскад» (Петродворец) и «Чайка», в Центре современного искусства имени Сергея Курёхина, а также в кинозале на «Ленфильме». 

Там 27 июня в 18.30 пройдет показ «Гадких лебедей» Константина Лопушанского и его мастер-класс. Эта секция, «Мастера «Ленфильма», была придумана специально, чтоб поддержать нашу многострадальную киностудию.

Другой новинкой будет введение жюри в секции «Короткий метр» — впервые в истории фестиваля. «Фестиваль Фестивалей» вообще-то заявляется как внеконкурсный. Но тут организаторы решили пойти навстречу самым лучшим дебютантам — авторам короткометражек. Они получат призы и признание.

Ретроспектив будет в этот раз три: ранний Голливуд, «золотые 60-е» чехословацкого кинематографа и фильмы Ларса фон Триера. 

В основной международной секции наверняка стоит посмотреть «Королевство полной луны» Уэса Андерсона (29 июня, 21.30, Дом кино) — очень трогательный и поэтичный фильм. Кстати, открывший и каннскую программу.

В рубрике «Новое кино России» можно будет составить свое мнение о новом фильме Авдотьи Смирновой «Кококо» (29 июня, 19.00, Дом кино).

В общем, киногурманам будет чем поживиться. А подведение итогов и церемония закрытия «Фестиваля Фестивалей» состоятся вечером 29 июня. То, что уже сейчас можно утверждать наверняка: «Грифона» за вклад в кинематограф получит Семен Фурман, актер, совершенно забытый в последнее время в петербургских театрах.

Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх