Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 8 мая 2024

Филармония отмечает 90-летие

Завтра начинается фестиваль «Музыкальная коллекция»

 

Завтра начинается фестиваль «Музыкальная коллекция» 

 

 

Услышав эту дату, хочется воскликнуть: то есть как 90-летие?! Ведь, кажется, совсем недавно, в 2002 году, отмечали 200-летие! Но никакой путаницы нет. Об этом рассказал на встрече с журналистами маэстро Юрий Темирканов, который с 1988 года руководит Филармонией. 

«У вас у всех есть на руках буклеты? Это замечательные буклеты, изданные нами к юбилею, там все есть, вся история. Строго говоря, начало было положено в 1802 году, в марте, исполнением оратории Гайдна «Сотворение мира» и основанием Филармонического общества. Нужно вспомнить еще об императоре Александре III, по повелению которого 16 июля 1882 года был создан Придворный музыкальный хор, вскоре преобразованный в Придворный оркестр. Ну а сейчас мы отмечаем юбилей с момента основания Филармонии в Петрограде 12 июня 1921 года — в этот день прозвучал первый концерт. В программе была музыка Чайковского. Этот концерт мы в точности повторим на закрытии фестиваля 6 июля. Прозвучат «Франческа да Римини», Симфония № 6 «Патетическая»...»

Буклет, экземпляр которого получили все журналисты, действительно замечательный. В нем не только эскизы к истории Филармонии, но и фотографии редких афиш и программ, дирижеров и музыкантов, публики — дам в трогательных шляпках, мужчин в костюмах с широкими плечами. Из буклета можно узнать, что тем, первым летом 1921 года было исполнено 54 симфонических концерта. Из них: «30 — по производственному плану, 9 — для Губполитпросвета, 8 — для рабочих организаций, 4 — для высших учебных заведений и 3 — в пользу голодающих Поволжья». В буклете есть фотография афиши, возвещающей об открытии зимнего сезона того же, 1921 года: приглашают на концерты, посвященные Бетховену, Вагнеру, Скрябину. Внизу — крупными буквами: «Зал отапливается». Жители полуразрушенного, насквозь промерзшего Петрограда приходили сюда, чтобы отогреться не только душой, но и телом. 

Сейчас, к счастью, с отоплением проблем нет, поэтому публика посещает концерты исключительно для души. 

В программе фестиваля много звездных имен. Это Денис Мацуев, Игнат Солженицын, Инго Мецмахер. Впервые в России выступит симфонический оркестр Монте-Карло, которым будет дирижировать обласканный западной критикой Роберто Аббадо, племянник знаменитого Карло. Этот концерт состоится 5 июня, в программе — Дворжак и Чайковский, солист — Джошуа Белл. 

Сам маэстро Темирканов будет стоять за дирижерским пультом дважды: 4 июня, когда руководимый им филармонический оркестр исполнит сочинение Канчели «…al niente» («Ничто»), посвященное композитором Темирканову, и отрывки из балетов «Гаянэ» и «Спартак» Арама Хачатуряна. И 6 июля, в день закрытия фестиваля, — «Музыкальная коллекция». Концерт в точности повторит программу первого концерта Петроградской филармонии 12 июня 1921 года. 

На вопрос корреспондента «ВП», примут ли участие в поздравлении Филармонии музыканты из других коллективов, маэстро ответил: «Юбилей пока не очень круглый. Я думаю, что мы устроим совместный гала-концерт к 100-летию, — если доживем». 

А потом обратился к журналистам, попросив их уделить немного внимания и такой стороне деятельности Филармонии, как благотворительность: «Мы всегда старались помогать. В 90-е мы привозили сюда из-за границы для больных детей одноразовые шприцы, посылали продуктовые посылки в провинцию, много лет делали доплаты к пенсии нашим пенсионерам… Мы делали много вещей, о которых никто не знал, потому что мы не хотели афишировать это, руководствуясь словами Пушкина, что добрые дела надо делать так, чтобы никто не знал. Но сейчас, в канун юбилея, думаю, будет нелишним, если вы напишете о концерте в Карнеги-холле, выручка от которого была направлена нами в Японию. Там есть оркестр, который пострадал в этом страшном цунами, я их не знаю, но мы послали деньги конкретно этому оркестру».

После пресс-конференции маэстро Юрий Темирканов ответил корреспонденту «ВП» на вопрос о филармонической публике — насколько она изменилась с прошлых времен:

— Почему не всем интересна классическая музыка? Я скажу вам то, что, быть может, говорить не принято. Классическая музыка — это искусство элитарное. То, что телевизор показывает, — это искусство для всех. А высокое искусство (на мой взгляд, только оно и заслуживает права называться искусством) не для всех. Высокая литература, живопись, даже фильмы высокие — никогда они не были для народа. Потому что для понимания такого искусства нужны люди, которые более развиты духовно, чем большинство. Я так думаю. 

 

Зинаида АРСЕНЬЕВА Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх