Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 апреля 2024

Фильм Александра Сокурова стал сенсацией

На 72-м Венецианском кинофестивале прессе показали «Франкофонию. Лувр под немецкой оккупацией»

Это — второй «музейный» фильм Сокурова после «Русского ковчега», посвященного Эрмитажу.

Картина, мастерски снятая французским оператором Брюно Дельбоннелем, рассказывает о том, как были спасены сокровища Лувра во время Второй мировой войны, когда Париж открыл ворота немцам.

У Александра Николаевича уже есть золотой венецианский лев — за фильм «Фауст»

Главные герои этого документально-художественного фильма — тогдашний директор Лувра Жак Жожар и глава немецкой службы охраны культурных ценностей граф Вольф Меттерних — прикладывают усилия, чтобы спасти коллекцию Лувра, не допустить ее разграбления.

Но проблематика фильма не исчерпывается конкретной историей. Есть в ней и надсобытийный, даже можно сказать, надмирный сюжет. Режиссер размышляет о значении культуры и искусства для выживания человека и — человечества. Однажды на показе «Русского ковчега» в Эрмитаже Александр Сокуров сказал, что без культуры, в частности без музеев, люди превратятся в двуногих животных.

Другой аспект — осмысление отношений между Россией и Европой.

«Почему к соседней Франции было такое аккуратное отношение, а на восточном фронте произведения искусства были признаны незначительными и подлежали уничтожению — это большая для нас проблема. Кто мы в этом мире Старого Света — и кто они? Почему у них вот так — а с нами по-другому? Ответы на эти вопросы для специалистов наверняка ясны. Но это продолжается и по сегодня. Мы отдельно — а они отдельно. Это сложная и неприятная для нас коллизия», — говорит режиссер.

За Парижем, сданным Францией немцам, в фильме сквозит непокоренный Ленинград, за Лувром — Эрмитаж.

И еще важен вопрос о судьбе искусства во время войн и катастроф. О том, как обезопасить произведения искусства, памятники, культурные ценности во времена, когда окружающий мир раздирают конфликты.

↑ Наверх