Газета выходит с октября 1917 года Saturday 23 февраля 2019

Философия яйца

До 1 апреля Музей Академии художеств приглашает на выставку современного итальянского художника Альберто Лантери «ДНК Лантери. Между прошлым и будущим».

Симфония любви. 2006.

Прошлым летом Лантери участвовал в выставке «Viva Italia. L’arte contemporanea. Современное искусство Италии» в Манеже, но это — первая «персоналка».
«Академия художеств была выбрана не случайно — здесь сохраняются классические традиции, — сказал на церемонии открытия куратор проекта Энцо Форнаро. — Этой выставкой нам хотелось показать, что в Италии есть не только абстракция, фотография и инсталляция, но и классическое искусство». На российский консервативный вкус искусство Альберто Лантери — никак не классика в чистом виде: мастерство классического живописца соседствует здесь с приемами поп-арта и философией постмодерна. Но даже в этом виде фигуративное искусство в Европе не в почете. Как рассказал синьор Форнаро, коллеги-художники презрительно называли Лантери «придворным портретистом» — за то, что он писал портреты представителей дворянских семейств. Но в Петербург приехали в основном вольные фантазии художника. Есть и портреты — например, мэтра итальянской моды Валентино Гаравани на фоне фирменной буквы «V» и драпировок любимого им красного цвета. Если портрет Валентино стилизован под работы старых мастеров, то портрет Мадонны или автопортреты художника решены в сугубо современном, коллажном ключе. Любимый символ Лантери — яйцо, разноцветные яйца присутствуют практически в каждой композиции. Иногда они выступают как декоративные элементы, иногда — как персонажи. Например, в картине «Яйца» несколько огромных яиц, опровергая закон всемирного тяготения, балансируют друг на друге. Яйцо может быть свернуто из ленты, которая разворачивается хвостом воздушного змея (сам змей тоже представляет собою композицию из яиц), и в конверте оказывается не лист бумаги с буквами, а тоже яйцо, как на картине «Тайны». Конечно, художник видит в яйце тайну, скрытую скорлупой, — он практически никогда не показывает яйцо разбитым. Завеса чуть приоткрывается в картине «Симфония любви»: в яйце обнаруживаются… любовь и музыка.

Пиноккио. 2010.

Есть на выставке и картины, на которых яйца не присутствуют. Одна из них — «Пиноккио»: деревянный человечек, загадочно улыбаясь, лежит на обломке статуи — огромной человеческой ступне. Вокруг него — опять же любовь и музыка (сердечки и нотки), позади — словно детской рукой нарисованные волны, а светилом служит наша планета — или небольшой глобус, или мячик в виде земного шара. Пиноккио дистанцировался от нашего мира, и ему хорошо.

Фото автора
↑ Наверх