Газета выходит с октября 1917 года Friday 17 мая 2024

Герой, принцесса и страсть к собирательству

В Эрмитаже открыта грандиозная российско-голландская выставка «Виллем II и Анна Павловна», в подготовке которой участвовало 28 музеев

Директор Эрмитажа назвал эту выставку посвященной русской принцессе (великая княгиня Анна Павловна была родной сестрой императора Николая I) и герою, имея в виду Виллема II, который храбро сражался против Наполеона и в битве при Ватерлоо был ранен в плечо. Другой герой выставки, по словам Михаила Борисовича, — коллекция картин, которую собирал молодой нидерландский король и которая затем волею судеб оказалась развеянной по множеству музеев Европы и США. Для выставки удалось собрать большую часть, но не все.

Бриллианты погибли, но жемчуг был спасен!

Музейные кураторы, зная о свойственном народу интересе к частной жизни королевских особ, желании заглянуть в спальни и гардеробные, включили в экспозицию множество предметов прикладного искусства. Тут и кровать с балдахином. И огромное, в пол, зеркало из будуара, на фоне которого едва ли не каждая посетительница выставки норовила сфотографироваться. И парадный мундир молодого короля, в который он был одет на своей свадьбе, устроенной в Петербурге…

Нет, к сожалению, только драгоценностей, их можно увидеть лишь на парадных портретах королевской четы. Знаменитые бриллианты Анны Павловны, происходящие из романовской коллекции, расплавились в пылу пожара 1820 года, когда дворец Оранских в Брюсселе сгорел дотла. А вот знаменитые жемчуга, тоже происходящие из коллекции Романовых, которые можно видеть на многочисленных портретах Анны Павловны, удалось спасти. Во время пожара верный слуга, рискуя жизнью, собрал их вместе и выбросил в окно. 

Леонардо оказался франческо Мельци

Ценителям живописи будет интереснее познакомиться с картинами из коллекции молодого короля Нидерландов. 

Виллем II был страстным любителем изящных искусств. За несколько лет молодому королю удалось составить достойное собрание. Покупая произведения искусства, он руководствовался своим собственным вкусом, но прибегал и к помощи агентов. Однако арт-рынок тогда только формировался, специалистов было мало, в их распоряжении еще не было современных средств для тщательной экспертизы, поэтому случались и ошибки. Полотно «Флора» король приобрел как произведение великого Леонардо да Винчи. Но в XX веке эксперты установили, что картина, приписываемая Леонардо, принадлежит кисти его подмастерья Франческо Мельци. Впрочем, картина великолепна. Мельци был одним из самых верных учеников великого мастера, его даже называли тенью Леонардо. 

Но в коллекции есть и работы бесценные: «Триптих» Ханса Мемлинга (Лувр, Париж), «Портрет Филиппа IV» кисти великого Диего Веласкеса (Эрмитаж), «Мучение Святой Екатерины» Гверчино, «Портрет Анны Австрийской» (той самой, которую Дюма увековечил в «Трех мушкетерах») кисти Рубенса, «Мария во славе» Яна Провоста, «Оплакивание Христа» Себастьяна дель Пьомбо… И все их можно увидеть сейчас в Гербовом и Пикетном залах.

Как же коллекция, которую так любовно собирал король и для которой выстроил даже специальный Готический зал, оказалась распылена по разным музеям Европы и США? Дело все в том, что Виллем II рано ушел из жизни, скоропостижно скончавшись 49 лет от роду. После него остался долг на 4,5 миллиона гульденов. Молодая вдова с детьми оказалась в сложном финансовом положении и обратилась за помощью к могущественному брату, попросив купить картинную галерею Виллема II. 

Николай I и так считал, что картины принадлежат ему, ведь еще в 1848 году он дал Виллему II в долг 1 миллион гульденов под залог картинной галереи.  

Российский император хотел оставить всю коллекцию у себя. Но наследники Виллема II были против, решив выставить коллекцию на аукцион, предполагая, что так выручат больше денег. Картины разошлись по музеям и частным коллекциям, но в цене наследники не выиграли, а проиграли, причем значительно. Николай I сумел купить для Эрмитажа 13 полотен. Сейчас 11 из них находятся в нашем музее. Нет лишь «Благовещения» Яна ван Эйка и «Портрета графа Оливареса» Диего Веласкеса.

Одна из картин, быть может, самая ценная — «Благовещение» Яна ван Эйка — в 1930 году была продана советским правительством в США миллиардеру, министру финансов и коллекционеру Эндрю Мэллону за 203 000 фунтов. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский не раз говорил, что «продажа ее советским правительством была для Эрмитажа трагедией, которую нельзя забыть». Эта удивительная картина сейчас находится в Национальной галерее Вашингтона.

На этой выставке Яна ван Эйка нет.

Можно вспомнить о том, как в те же годы советское правительство изымало картины из Эрмитажа, дабы пополнить бедноватую коллекцию московского ГМИИ им. Пушкина. В 1930-м среди множества других бесценных картин в ГМИИ был передан «Портрет графа Оливареса» кисти великого испанского живописца Диего Веласкеса. 

Корреспонденты «ВП» поговорили с представителями голландской стороны, участвовавшими в организации этой выставки.

Петер Схоон, директор Музея в Дордрехте.

— Менеер Схоон, если я не ошибаюсь, непосредственно на подготовку выставки ушло почти восемь лет. Что было самым сложным в ее организации?
— Наверное, самой большой трудностью было состояние некоторых картин. И нам приходилось убеждать музеи предоставить эти картины, а перед этим провести их реставрацию. Иногда нам приходилось самим платить за реставрацию. Например, портрета Саскии, автор которого, возможно, ученик Рембрандта Карел Фабрициус. Картина подверглась очистке специально для этой выставки.

— Переехав в Дордрехт, выставка сменит и название — будет называться «Виллем II — король искусства». Означает ли это, что изменится и ее содержание, акцент будет сделан прежде всего на деятельности короля как коллекционера произведений искусства?
— Ни в коем случае. Выставка останется практически такой же. Но вы должны понимать, что следующий год — юбилейный для королевской династии Нидерландов — исполняется 200 лет ее царствования. И поэтому мы изменили название выставки, имея в виду празднование королевского юбилея. Это изменение — своего рода пиар, маркетинговый ход. 

Бернард Вулдерлинк, почетный директор Королевских коллекций в Нидерландах.

— Менеер Вулдерлинк, как вам пришла в голову эта идея — собрать, пусть и ненадолго, картины из знаменитой коллекции Виллема II, которая не существует уже более 160 лет?
— Знаете, еще в конце 1990-х, когда я был директором Королевских коллекций Нидерландов, мне попалась на глаза книга известного нидерландского искусствоведа профессора Эрика Хинтердинга, в которой он проследил судьбу всех картин и других предметов из коллекции Виллема II — где они оказались после аукциона. И это натолкнуло меня на идею: если мы теперь знаем, где эти произведения находятся — в какой стране, в каком музее, — то почему бы не попытаться снова соединить их, восстановить на какое-то время это замечательное собрание?

Я счел возможным спросить у Михаила Пиотровского, что он думает о реконструкции собрания Виллема II. Тем более что 11 картин из королевской коллекции находятся в Эрмитаже. Конкретных предложений у меня еще не было, но Пиотровский сказал: «Я буду с вами сотрудничать».

— Но замысел значительно расширился — теперь выставка рассказывает и о королевском дворе Виллема II.
— Это была идея директора Дордрехтского музея Петера Схоона. Думаю, он это предложил, чтобы сделать выставку более привлекательной для большего числа людей. Скажем, на выставку произведений мастеров XV — XVII веков приходят в основном люди, искушенные в живописи, а то и просто узкие специалисты. Но если обрамлением такой выставки вы сделаете блеск роскоши королевского двора, то ее посетит куда больше людей. Это хороший пример коммерциализации музейного дела (смеется).

↑ Наверх