Финские вузы: русские идут
Почему реформа образования в соседнем государстве дает отличные результаты
В январе вузы страны Суоми начинают очередной прием заявок на обучение в следующем учебном году. Вузы крайне заинтересованы в российских студентах, и это взаимно: какие там Соединенные Штаты, какая Великобритания, если у нас под боком, в 200 — 300 километрах, — страна, чья система образования признана одной из лучших, а то и лучшей в мире. И это образование можно получить по человеческой цене, а то и вовсе даром.
Родом из детства
Вообще-то дорожки уже давно протоптаны. В той части Финляндии, что граничит с Россией, бойкий русский язык, пусть с акцентом, звучит не только в магазинах, но и в учебных заведениях.
В русско-финской школе Восточной Финляндии некоторые уроки проводятся на двух языках. В классе два преподавателя: один — финскоговорящий, другой — русскоговорящий, причем они не дублируют друг друга, а дополняют информацию по предмету на разных языках.
Школа была основана в 1997 году, когда стало очевидно: в этой части страны русский язык нужен позарез. Вовсе не потому, что много мигрантов из России (в этой школе собственно русских — 25%), — просто бизнес, бизнес. Лаппеенрантские школьники на вопрос «зачем учить русский?» в анкетах отвечают: «Россия — страна будущего».
Русско-финская школа настолько популярна, что набирают в нее по конкурсу.
— Интерес очень большой, — говорит директор лаппеенрантского филиала школы (есть еще в Иматре и Йоэнсуу) Катри Анттила, сама — учитель русского и английского. — Всех желающих мы взять не можем, помещений не хватит. В Финляндии установка на то, чтобы уменьшать группы, но мне жалко отказывать в приеме, поэтому у нас в подготовительной группе 15 человек, в классах — до 25 доходит.
Тестирование перед первым классом проводится еще и для того, чтобы понять, потянет ли ребенок дополнительную языковую нагрузку. Кстати, изначально школа набирала только с 5-го класса, теперь потребность появилась набирать с 1-го, а то и с подготовительного.
Образование в этой школе, как и во всех прочих в стране, — бесплатное. Мало того: бесплатны учебники, питание, медицинское обслуживание и транспорт до школы.
Лучше уж вы к нам
«Россия, Россия и еще раз Россия», — написано в одном из буклетов LUT Лаппеенрантского технологического университета. В том смысле, что вот кто у них, финнов, стратегический партнер в сфере образования. И вот где рынок.
В вузах Финляндии российская студенческая диаспора — самая крупная из иностранных. А в российской диаспоре больше всего студентов из Петербурга и Ленобласти.
В Финляндии 16 классических университетов и 25 так называемых профессиональных или прикладных. Последние тесно работают с бизнесом и регулярно пересматривают свою учебную программу в зависимости от запросов бизнеса и промышленности — потому что были времена, когда (как и у нас сейчас) выпускники вузов были «страшно далеки» от того, что требует профессия.
Недавно проводился опрос иностранных студентов разных вузов в разных странах — относительно того, насколько они довольны обучением, проживанием и т. д. в своем вузе. Студенты LUT оказались «самыми довольными в мире». Надо полагать, среди довольных немалую долю составили россияне: во всяком случае, они «весят» треть всего иностранного студенческого корпуса лаппеенрантской техноложки.
Из 80-миллионного бюджета вуз отдает на научные исследования фантастический процент — 45 миллионов евро. И в этих исследованиях участвуют и русские студенты: в лаборатории ядерной безопасности; в лаборатории, которая ищет сравнительно дешевые способы очистки воды; в лаборатории, которая работает над созданием по всей Финляндии «умной электрической сети», — сети, участники которой смогут сами регулировать потоки электроэнергии, потребляя и продавая ее. LUT сотрудничает с нашим Большим университетом, Политехом, ИТМО и еще с некоторыми российскими вузами, с которыми имеет договоренность о двойном дипломе.
В другом вузе, хельсинкском прикладном университете Хаага-Хелиа, одном из крупнейших в Финляндии, россияне тоже составляют большинство из иностранных студентов.
Здесь наших уважительно характеризуют как амбициозных, но отмечают одно характерное свойство. Если в Финляндии еще в школе учат работать самостоятельно и этот навык ученики автоматически переносят в вуз, а затем в профессию, то российские студенты, по отзывам финских преподавателей, «все время ждут наставничества», тогда как в финских вузах упор делается на проектную и коллективную работу.
Хаага-Хелиа тоже сотрудничает с российскими вузами (с тем же Политехом и Финэком) и намерен не только принимать иностранных студентов, в том числе «обменников», у себя, но и предлагать свои образовательные программы в других странах. Этим предложением уже воспользовались Саудовская Аравия, Малайзия, Китай, Вьетнам (в Европе, понятно, царствуют программы от британского и американского «производителя»), а вот российские вузы пока раскачиваются. Что несколько удивляет, потому что, в частности, туристический бизнес Петербурга постоянно сетует на некачественность кадров в индустрии гостеприимства, а именно обучение в этой сфере — то, что финнам превосходно удается.
Бесплатно ли финское образование для россиян? Хороший вопрос. Нет. Фактически оно не бесплатно и для финнов, просто они оплачивают обучение опосредованно, через высокие налоги. А у иностранных студентов все меньше шансов откопать бесплатную магистерскую программу в Финляндии.
Например, из девяти магистратур в LUT лишь одна, связанная с физикой, вероятно, пока останется бесплатной.
Но. Есть возможность получить стипендию и гранты, которые могут покрыть плату и за обучение, и за проживание. К тому же иностранные студенты (впрочем, как и финские) стараются подрабатывать. Но тут правило: подработка не должна превышать определенного количества часов в неделю.
— Студенту найти работу трудно, — говорит Марина Карамышева, студентка факультета менеджмента LUT. (Марине повезло, она поступила в год, когда ее программа была бесплатной.) — Но студента-иностранца прикрепляют к какой-нибудь финской семье, так называемой «семье поддержки», так что некоторым удается устроиться, благодаря связям.
Марина отмечает, что с переходом магистратуры на платную основу целеустремленность иностранных студентов резко возросла: просто так, от балды, уже не поедешь; если за учебу нужно платить, то студент очень четко выбирает, где и чему учиться.
Реформы образования
И LUT, и Хаага-Хелиа сейчас, как и все вузы Финляндии, — на пути перемен. В Финляндии, как и в России, реформа образования в самом разгаре. У классических университетов она только что завершилась, и они осваиваются, у прикладных начнется с 2012 года.
Суть реформы в том, чтобы вузы приобретали все больше самостоятельности и становились весомыми игроками на мировом рынке образовательных услуг.
Потому что Финляндия, как и другие европейские страны, столкнулась с проблемой: убыль населения. В том числе студенческого возраста. И у виртуозно построенной системы образования, получается, все меньше «потребителей» на родине.
Закрепить на мировом рынке бренд «финское образование» у наших соседей есть все шансы, тем более что репутацию финского образования регулярно подкрепляют публикации в мировой прессе о том, что финны в очередной раз в каком-то образовательном рейтинге отличились.
В последние годы финны постоянно лидируют или, по меньшей мере, оказываются в числе лидеров Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Исследование каждые три года выявляет грамотность, знания в математике и естественнонаучных дисциплинах. В 2010 году американский журнал «Ньюсвик» называл Финляндию «лучшей страной в мире», оценив и ее образовательную систему.
— В первый раз, когда мы увидели результаты PISA, сами удивились, — чуть скромничая, говорит Рейо Ахолайнен, сотрудник министерства образования и культуры Финляндии. — Нет какого-то одного фактора, который мог бы объяснить такой прорыв. Да и мы специально не рвались, просто хотели организовать в Финляндии хорошую систему образования.
Вот они и организовали — по своему разумению. И иностранные журналисты, и эксперты вновь и вновь начинают выяснять, чем финны свою систему образования удобряют, что она дает такой урожай. Финны не секретничают, выкладывают как на духу.
Бесплатное образование — раз.
Индивидуальный подход к каждому (как в одной американской статье цитировали финского педагога: «Умника из богатой семьи вполне может испортить тупой учитель. А вот мы, знаете ли, предпочитаем не упускать из внимания слабых учеников») — это два.
Три: почему-то профессия учителя в Финляндии очень популярна. Не в сравнении даже с Россией, а в сравнении с большинством стран. При том, что зарплата — не выше средней по стране, финны рвутся в учителя, но прорываются только лучшие из лучших, только 10% из претендентов. Для того чтобы преподавать в старших классах, нужно быть магистром не только в педагогике, но и в предмете, который преподаешь. Поэтому любой финн знает про учителя: это очень умный человек.
Наконец, государство не изматывает школу и вузы постоянными проверками — полностью положилось на их самооценку. Составлять рейтинги школ — боже упаси. Государство не контролирует даже содержание учебников — теоретически, какой-нибудь тиран-деспот может быть назван «эффективным менеджером», но таких фокусов не случалось, потому что учебники выпускают крупные издательства и привлекают авторитетнейших специалистов.
…Словом, подготовка к следующему учебному году началась. И у нынешних российских студентов есть возможность встретить следующий учебный год в зарубежном вузе. Одно «но». Как сказала президент университета Хаага-Хелиа Ритва Лааксо-Маннинен, «мы заинтересованы в том, чтобы иностранные студенты после учебы оставались в Финляндии. К тому же к моменту окончания учебы они уже приобретают связи с работодателями, ведь как минимум полгода студент для написания диплома должен поработать в какой-нибудь компании».
Вот это нас не может сильно радовать. Мы в российских студентах-выпускниках сами заинтересованы. В особенности с их, финским, образованием.
Международные магистерские программы в финских вузах ведутся на английском языке.
В университетах Финляндии цены на обучение примерно одинаковые, академический год в магистратуре стоит 7 — 8 тысяч евро плюс 6 тысяч евро в год на проживание.
Для поступления в магистратуру нужно иметь бакалаврскую степень в близкой сфере; весьма высокий балл экзамена по английскому TOEFL или IELTS (кембриджский тест принимается не на всех направлениях).
Лаппеенранта — Хельсинки — Санкт-Петербург