Газета выходит с октября 1917 года Saturday 20 апреля 2024

Финский художник с русской душой

Всю жизнь Алексантери Ахола-Вало искал человеческое в человеке

В истории России и Финляндии переплелись многие человеческие судьбы. И тем не менее некоторые судьбы поражают своей исключительностью. Пример тому — жизнь финского художника, архитектора, писателя и педагога Ахола-Вало, выставка которого проходит в музее-усадьбе Ильи Репина «Пенаты».

Изданный в Финляндии один из детских дневников Ахолы-Вало, иллюстрированный рисунками художника

Выставка во всех смыслах символическая. Сюда, в мастерскую к знаменитому художнику Илье Репину, петербургский финн Петери Ахола привел 12-летнего сына Алексантери учиться рисованию. Кроме того, в этом году исполняется 115 лет со дня рождения Ахола-Вало. Сами по себе эти факты не сложились бы в событие, если бы несколько лет назад представители фонда Ахола-Вало «Elpo» не познакомились с Анной Крутиковой, в ту пору ведущим специалистом ассоциации «Norden» и огромным энтузиастом развития культурных отношений между Финляндией и Россией. Благодаря завязавшемуся сотрудничеству состоялась первая поездка петербургских журналистов в Хямеенлинну, где хранится архив художника. Это огромное помещение, в котором собраны тысячи графических листов, писем, картин, проектов, выполненных Ахола-Вало в течение всей жизни. Тогда и родилась идея выставки, которую впоследствии поддержали министерство образования Финляндии, Министерство культуры России и руководство музея «Пенаты».

Большой честью назвал председатель Фонда Ахола-Вало Ристо Суванто возможность представить в музее Репина работы финского художника. Заведующая музеем Татьяна Бородина рассказала, что из огромного архива были выбраны рисунки разных периодов, в которых открывается художник-гуманист, работавший в русле северного скандинавского искусства.

Выставка продлится до 5 сентября

Выставка получилась небольшая, но очень емкая — квинтэссенция впечатлений, отраженных художником в гравюре в течение всей жизни. А жизнь у Алексантери Ахолы была совсем не простая. Судьба его — цепь событий, достойных отражения в киноэпопее. Алексантери родился в непростой семье. Мать, Ида, из образованной офицерской семьи придерживалась идей толстов­ства. Отец с 16 лет в финских традициях работал трубочистом, а впоследствии стал журналистом и писателем. Алексантери родился в 1900 году в Импилахти в Карелии, а вскоре семья переехала в Петербург и поселилась на Мойке. Здесь мальчик стал свидетелем событий Кровавого воскресенья 1905 года. Подстреленные жандармами падающие с деревьев дети так впечатлили Алексантери, что на нерв­ной почве он попал в больницу. А когда семья из-за подозрений в неблагонадежности была вынуждена переехать в Вырицу, Алик — так звали мальчика в русской среде — в 1909 году организовал летнюю школу для неграмотных детей из бедных и пьющих семей, которых там было немало. Причем сделал это самостоятельно, без участия взрослых.

Вся жизнь Алексантери Ахолы описана в дневниках, которые он вел с 7 лет, причем на двух языках — русском и финском. К этому его подтолкнула Людмила Кузьмина — мачеха, которая стала мамой: родная умерла, когда Алексантери было всего два года. Читая их, поражаешься, как мог ребенок в 11 лет говорить отцу, что революция прежде­временна и только просвещение сделает людей лучше. Уже тогда он придумал учение о мудрой любви — эвохомологию, которое всю жизнь пытался претворить на практике.

Судьба складывалась так, что Ахола всегда находился в гуще событий. Революция, в которую он не верил, но был ее свидетелем и очевидцем. Служба в Красной армии, участие в походе на Варшаву, переезд в Витебск, поступление в Народное художественное училище, где его учителями стали Казимир Малевич и Марк Шагал и где началась его творческая карьера. Знакомство в 1925 году с Эйзенштейном и участие в создании фильма «Броненосец «Потемкин» в качестве художника и актера. Затем работа в Минске, где он рисовал первые белорусские мультфильмы, писал книги, причем на белорусском языке. В Минске Ахола-Вало создал гигантский павильон «Истории человеческих страданий», в настенных фресках которого были изображены все виды пыток, изобретенных человеком. Не случайно фашисты уничтожили его сразу после того, как заняли Минск.

В 1930 году Ахола-Вало вернулся в Москву, где благодаря поддержке Надежды Крупской получил работу в Институте охраны материнства и детства и смог продвигать свои воспитательные идеи. Он разрабатывал пособия для развития детей, как дизайнер придумывал детскую мебель. Одним из самых интересных проектов было «Кольцо озелененных городов вокруг Москвы», которое так и не было осуществлено. Однако в какой-то момент над головой странного финна стали сгущаться тучи, и во избежание репрессий в 1933-м он эмигрировал в Финляндию.

Удивительно, но Ахола-Вало удалось вывезти из Москвы весь свой архив. Однако на исторической родине художника заподозрили в связях с НКВД. В начале «зимней войны» его отправили в лагерь на острове Таммисаари близ Расеборга. В 1946 году Ахола-Вало эмигрировал в Швецию. Здесь он занимался развитием изобретенной им науки эвохомологии и создал ряд картин на тему викингов. В Финляндию художник вернулся лишь в 1982 году, где и познакомился впоследствии в Хямеенлинне с Ристо Суванто, с которым основал фонд «Elpo». Умер художник 15 сентября 1997 года в Швеции, согласно завещанию его прах развеяли на границе России, Швеции и Финляндии.

Еще в детстве Алексантери Ахола придумал псевдоним — Вало, и всю жизнь он искал человеческое в человеке. Эта проблема будет актуальна еще много лет. Поэтому так важно было приоткрыть дверь для современников в творчество человека, который, по выражению Ристо Суванто, представляет собой продукт двух культур — русской и финской. Наследие Ахола-Вало мало изучено. В Финляндии осенью выходят книги, посвященные его жизни, одна из них написана Ритвой Ахолой, племянницей художника. Хочется верить, что мы сможем прочитать их на русском.

↑ Наверх