«Формула будущего» — петербургский вид спорта
Приводите детей в водно-моторный спорт — и они через несколько лет смогут стать чемпионами мира!
…Моторные лодки на впечатляющей скорости скачут по волнам, совершая резкие виражи, подчас вставая почти вертикально — и при этом умудряясь вписываться в узкие ворота или виртуозно объезжать буйки почти впритирочку! Ни за что не поверить, что за рулем школьники, самым младшим едва исполнилось восемь лет. И ведь не только отчаянные мальчишки, но и смелые девчонки, которые на равных гоняются с сильным полом!
Это «Формула будущего» — класс моторных лодок, предназначенный специально для детей и подростков в возрасте от 8 до 18 лет. Кстати, разработан он впервые в Санкт-Петербурге — в 1998 году. Так что наш город может гордиться тем, что создал еще один, кроме художественной гимнастики, вид спорта, получивший международное признание: питерским отцам-основателям новой дисциплины удалось сразу заинтересовать Международную федерацию водно-моторного спорта (UIM), и уже на следующий год в городе на Неве прошел чемпионат Европы, а годом позже и мировое первенство. С 2001 года «Формула будущего» постоянно присутствует в календаре UIM. Каждый гонщик проходит дистанцию в одиночку, причем все на одной и той же лодке — чтобы все были в равных условиях
Корреспондент «Вечёрки» познакомился с «Формулой будущего» и людьми, которые ее населяют, во время соревнований, посвященных Дню Военно-морского флота, прошедших в акватории Малой Невки у водно-моторной станции, что на территории Лопухинского сада.
Один из авторов концепции «Формулы будущего», придумавший, кстати, название класса, — Надежда Пылаева, представитель династии известных питерских водномоторников. Она и сейчас активно развивает свое детище, возглавляет комиссию по «Формуле» в Федерации водно-моторного спорта России, является старшим тренером в ШВСМ по водным видам спорта. Надежда Борисовна рассказала корреспонденту «ВП» про данный класс лодок.
— Мы придумали «Формулу» специально для того, чтобы как можно раньше приобщить детей к водно-моторному спорту, дать почувствовать скорость и силу мотора, дать им возможность потратить энергию с пользой — и при этом обеспечить их полную безопасность на воде, — говорит Надежда Пылаева. — Лодки — пластиковые, с надувными бортами, так называемые РИБы, очень устойчивые на воде, перевернуться в них практически невозможно. Кроме того, с ребятишками младших возрастов (не старше 14 лет) в лодке обязательно находится инструктор, который при необходимости может немедленно выключить мотор, а в экстренном случае оказать помощь юному гонщику. Нечего и говорить о том, что на воду никого не выпускают без спасательного жилета.
Да и мощность моторов такая, чтобы дети слишком уж разогнаться не могли. Для тех, кому не исполнилось 14 лет, — 5 — 8 лошадиных сил, а для 14 — 18-летних — от 10 до 15 «лошадей».
В зависимости от возраста дети соревнуются в пяти классах лодок. 1-й класс — 8 — 9-летние, 2-й — 10 — 11-летние, и так по два года в каждом классе, кроме 5-го, в котором гоняются от 16 до 18 лет. Причем мальчики и девочки соревнуются вместе, никаких послаблений для прекрасного пола не делается.
В первых трех классах вместе с юным гонщиком в лодке присутствует инструктор, а управление мотором осуществляется с помощью румпеля. В 4-м и 5-м классах — управление с помощью штурвала. И это, по словам Надежды Пылаевой, очень нравится детям, ибо напоминает им автомобиль, управлять которым они еще не имеют права.
Дисциплин, в которых соревнуются юные водномоторники, две — маневрирование и параллельный слалом. В первом случае гонщик проходит ворота (одни из них — задним ходом), огибает буйки. Более старшие должны остановиться у буйка со спасательным кругом, который полагается снять и вернуть на место — так называемое «спасение утопающего». Существенно: каждый гонщик проходит дистанцию в одиночку, причем все на одной и той же лодке — чтобы все были в равных условиях. Каждому гонщику дается две попытки, из которых в зачет идет лучшая.
В слаломе, как следует из названия, две параллельные трассы, на которые одновременно выходят две лодки. После первого прохождения дистанции спортсмены меняются трассами и лодками, а время прохождения обеих трасс суммируется.
В каждой дисциплине ворота и поворотные знаки надо проходить чисто, за каждое касание буйка ко времени приплюсовывается 10 штрафных секунд.
Как же дети приходят в водно-моторный спорт? Пока в основном те, чьи родители как-то с ним связаны. Я разговорился с 11-летним Давидом Беляцким. Оказалось, его родители знали тренера водно-моторной секции в Речном яхт-клубе Николая Федорова. Мама и привела мальчика в секцию, когда ему было всего шесть лет!
— Я сразу понял, что это мое! — поведал Давид. — После первой же тренировки, длившейся два часа, на следующий день я поехал на соревнования — и стал седьмым среди 21 участника, которые были на год-два старше. Все были в шоке!
Позже, в восьмилетнем возрасте, Давид Беляцкий поехал на чемпионат мира — и с ходу занял 7-е место в 1-м классе. Ну а в прошлом году, соревнуясь уже во 2-м классе, Давид стал серебряным призером мирового первенства. Победил он и в нынешних соревнованиях на Малой Невке.
Вообще из десяти человек, входящих в сборную России, которая представляет нашу страну на международных соревнованиях (по два в каждом классе), четверо — петербуржцы. Кроме Беляцкого это двукратный чемпион мира Дмитрий Панфилов, серебряный призер чемпионатов мира Виктор Казимов и чемпион России Константин Фролов. Именно борьба между Казимовым и Фроловым стала главной интригой соревнований в 5-м классе. В маневрировании победил Фролов, в слаломе — Казимов. Он и стал победителем в зачете двух дисциплин.
…Соревнования закончились, победители получили награды.
— Ждем будущих водномоторников в ШВСМ, которая находится на Крестовском острове, Северная дорога, 25, — сказала в заключение Надежда Пылаева. — Принимаем в возрасте от восьми лет, могут приходить и ребята постарше. Наша спортшкола — государственное бюджетное учреждение, поэтому занятия в ней бесплатные.