Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 июля 2024

Фотографии Высоцкого, сделанные во Франции, нашлись в… Индии

В маленьком польском городе Кошалине 16 лет существует уникальный музей великого поэта

В России имя Владимира Высоцкого известно всем и каждому, несмотря на то, что со дня его смерти прошло уже больше тридцати лет. За это время изменилось столь многое, что, кажется, сегодня мы живем не только в другой стране, но и на другой планете. Но творчество Высоцкого, удивительное дело, нисколько не устарело и его еще рано сдавать в архив.
Оказывается, личность русского артиста и поэта дорога не только его соотечественникам. В Польше, в небольшом городке Кошалине, вот уже 16 лет существует Музей Владимира Высоцкого. Об этом удивительном музее корреспонденту «ВП» в Польше рассказала его создательница и хранительница Марлена ЗИМНА.
Все началось 25 лет назад, когда Марлена, будучи еще подростком, увидела на своем столе журнал «Литература мира», в котором были опубликованы переводы на польский язык песен Владимира Высоцкого. Журнальный номер имел подзаголовок «Высоцкий и другие». «Каким многозначительным и пророческим оказалось это для меня, — говорит Марлена о том своем первом соприкосновении с творчеством Владимира Высоцкого. — Собственно, вся моя дальнейшая жизнь пошла под этим девизом».

Я бы не хотела родиться заново, если б в моей второй жизни не было поэзии Высоцкого!
— Марлена, то, что вы получали высшее образование именно в Московском университете, связано с вашим увлечением творчеством Владимира Высоцкого?
— Еще когда я училась в лицее в моем родном Кошалине, я твердо решила, что буду поступать в МГУ, на филологический факультет, чтобы стать литературоведом и изучать творчество Владимира Высоцкого. В Москве жили тогда оба сына Владимира Семеновича — Аркадий и Никита (ныне Аркадий Владимирович живет в США). Я застала также в живых родителей поэта, Нину Максимовну и Семена Владимировича, а также мачеху Высоцкого Евгению Степановну Лихалатову-Высоцкую. Во время моей учебы в Москве был открыт Музей Высоцкого. Словом, когда я приехала в Москву, в августе 1987 года, передо мной отворились ворота моей Мекки. Я попала в город, в котором можно было до бесконечности бродить по следам Высоцкого, бывать в театрах, на сценах которых он играл, встречаться с его родными и друзьями, собирать материалы о его жизни и творчестве.

Думаю, нисколько не преувеличу, если скажу, что творчество Владимира Высоцкого — это суть всей моей жизни. А Музей Высоцкого, созданный мною вместе с моей мамой Ингрид Зимной в городе Кошалине, — это дело моей жизни. Я не мыслю себя вне этой деятельности, в отрыве от творчества моего кумира, и иногда ловлю себя на мысли, что, если бы даже такое было возможно, я не хотела бы родиться заново, если б в моей второй жизни не было поэзии Высоцкого. Его ролей, его музея, словом, всего того, чем я живу сейчас. Владимир Семенович столь незаурядная личность, что, попав в сферу его влияния, уже невозможно освободиться, остаться равнодушным.

— Вы очень серьезно занимаетесь творчеством Владимира Высоцкого — защитили в Москве научную диссертацию, написали три книги о его жизни и творчестве, причем одна из них — «Высоцкий — две или три вещи, которые я о нем знаю» — издана не только в Польше, но и в России, Белоруссии и Литве. Как же возникла идея создания музея?
— Я быстро поняла, что только литературная деятельность не позволяет в полной мере представить образ и творческое наследие Высоцкого… Когда я оглядываюсь назад и думаю о начале деятельности нашего музея, невольно улыбаюсь. На момент открытия музея его коллекция насчитывала около 500 экспонатов и представлялась нам весьма богатой. Уже тогда, в 1994 году, в нее входили личные вещи поэта — чашка, из которой он пил чай, его коричневая кожаная куртка, уникальные фотографии, автографы, некоторые художественные работы, документальные съемки, фонограммы. И конечно, многочисленные издания стихов и песен  Высоцкого, книги о его жизни и творчестве.

Большая часть коллекции была собрана в России за семь лет моего пребывания на родине поэта. Большинство экспонатов я купила в Москве, некоторые из них подарили мне друзья и близкие Высоцкого. Потом, после открытия музея, в собрание стали поступать материалы из других стран. А развитие Интернета позволило нам приобретать материалы, касающиеся творчества и жизни поэта, во всем мире — в Японии, Аргентине, Новой Зеландии, Боливии, Коста-Рике, Венесуэле, Чили, Мексике, Колумбии, Ираке, Южной Корее, Австралии, Иране, Омане, Экваториальной Гвинее. И даже в Антарктиде. Даже там звучали (и были изданы!) некоторые произведения Высоцкого.

В желтой жаркой Африке, забыв мороз московский
— В музее хранится одна из гитар Владимира Высоцкого. Расскажите, пожалуйста, ее историю…
— Гитара с автографом Высоцкого, которая хранится в нашем музее, принадлежала Хасану эль-Сайеду, марокканскому журналисту, с которым я познакомилась онлайн, прочитав его статью о моем любимом актере, опубликованную на французском языке в одной из марокканских газет. Интерес к творчеству Высоцкого привел к продолжительной переписке. Когда наш музей организовывал международную выставку, посвященную Высоцкому (на ней были представлены экспонаты из 28 стран), я уговаривала Хасана предоставить гитару. Он долго колебался — опасался, что по дороге из Африки в Польшу бесценная гитара может быть повреждена. Но все-таки согласился, и гитара демонстрировалась на выставке. Когда экспозиция закрылась, Хасан попросил, чтобы гитара временно осталась в Кошалине: он заберет ее позже, лично, когда прилетит в Польшу и посетит наш музей. Когда же мы наконец встретились, он сообщил мне, что после долгих раздумий решил... подарить гитару нашему музею. Это совершенно уникальный экспонат. На ней автограф поэта, и это не просто росчерк пера, а экспромт, в котором Высоцкий обыграл слова своей знаменитой песни «Жираф». На гитаре написано:

     «В желтой жаркой Африке,
     Забыв мороз московский,
     Как-то вдруг вне графика
     Выступил Высоцкий»

— Какие интересные находки и экспонаты появились в музее в последнее время?
— Находок, открытий, новых интересных экспонатов в нашем музее очень много. В наше собрание, например, поступили фотографии Высоцкого, хранившиеся до сих пор в Театральном музее им. Бахрушина. Мы нашли уникальные передачи о Высоцком из арабских стран. В Российском государственном архиве кинофотодокументов в Красногорске нами были найдены кадры российской кинохроники разных лет (со съемок художественного фильма «Белый взрыв», Международного московского кинофестиваля, из Центрального дома литератора). В Аргентине мы нашли необычную запись. Это песня «Кони привередливые», которую не поют, а... танцуют, как танго, выдающиеся аргентинские танцоры.

Благодаря сотрудничеству с удивительным архивариусом Санкт-Петербургской студии документальных фильмов Сергеем Гельвером мы приобрели фонограмму с неизвестным ранее исполнением песни «Неправда, над нами не бездна, не мрак...»

Фотографии  из архива погибшего короля папарацци
— Марлена, за фотографиями Владимира Высоцкого и Марины Влади, приобретенными вами недавно, вы гонялись от Парижа до Индии…
— Да, история этих фотографий не совсем обычна и связана с громкими именами. Когда 31 августа 1997 года «мерседес», в котором находилась принцесса Диана, врезался в опору моста над туннелем Альма, недалеко от разбитой машины полиция обнаружила осколки «фиата-уно». При опросе свидетелей выяснилось, что через несколько секунд после аварии из тоннеля выехала машина — именно «фиат-уно». Подозрение пало на знаменитого французского папарацци Жана Поля (известного также под именем Джеймс) Андансона, разъезжавшего по Парижу именно на такой машине. Однако тот сумел доказать свою непричастность к происшествию. Но в 2000 году труп репортера был обнаружен в сгоревшем автомобиле «БМВ». Официальная причина смерти — самоубийство. По словам вдовы Андансона, в мае 2000 года, вскоре после гибели ее мужа, на агентство, где он работал, было совершено нападение. Вооруженные люди захватили сотрудников в заложники и скрылись лишь после того, как забрали все оборудование и все фотоматериалы. Поговаривали, что к нападению на агентство имела отношение английская контрразведка, но доказательств, конечно, не было…

— Но какое отношение это имеет к Высоцкому?!
— Можно сказать — непосредственное:  Джеймс Андансон осенью 1977-го и весной 1980-го фотографировал Высоцкого и Марину Влади. Четыре фото Андансона были опубликованы в журнале «Paris Match». Фотографии Высоцкого, сделанные Андансоном, публиковались и в других французских изданиях. Но разыскать другие фотографии, а их наверняка существовало больше, чем было опубликовано, и вряд ли они интересовали похитителей, оказалось очень непросто — агентство «Sygma», от которого работал король папарацци, обанкротилось в 1999 году. Как выяснилось, его архивы приобрело агентство «Corbis», и здесь обнаружилась интересная деталь — владельцем последнего был Билл Гейтс…

— Кто бы мог подумать, что, говоря о Высоцком, мы будем упоминать создателя «Майкрософта»!
— Да чего только в жизни не бывает! Билл Гейтс для вновь приобретенных сокровищ построил специальное хранилище во Франции, в департаменте Eure-et-Loir. Там мы и начали свои поиски, но, переадресовав несколько раз наши запросы друг другу, сотрудники агентства перестали нам отвечать вовсе.  В поисках, к счастью, нам помогла вдова покойного фотографа Элизабет Андансон — от нее мы узнали о договоре, который заключили между собой Билл Гейтс и владелец фирмы «India Picture» Дюшант Мехта, согласно которому индийская компания получала права на часть архива.

Таким образом, фотографии Высоцкого нужно было искать в Индии, а нам следовало отправляться в главный офис компании в Дели. По счастью, там отнеслись к нашей просьбе благосклонно. А может быть, это их обычная практика — ведь фотографии они отдают не за «спасибо». Даже не за «большое спасибо»... Вот так мы приобрели 12 прекрасных фотографий, запечатлевших Владимира Высоцкого и Марину Влади у них дома и Высоцкого, репетирующего роль Гамлета на сцене театра «Palais de Chaillot».

— Марлена, позвольте напоследок задать один нескромный вопрос: а на какие средства существует музей, пополняются фонды?
— Исключительно на наши с мамой. Вход в музей свободный. Вход на все мероприятия, которые проводятся в рамках международных фестивалей документальных фильмов о Владимире Высоцком, тоже свободный. Так что музей — это своего рода миссия. И уж, конечно, не источник доходов. Наоборот, в него надо постоянно вкладывать заработанные иным путем деньги. И мы не щадим сил и средств и приобретаем все новые экспонаты. Ищем их по всему миру. Приобретаем и «дарим» людям. Пользуясь случаем, приглашаю всех, кому дороги имя и творчество Владимира Высоцкого, посетить наш музей или приехать на фестиваль — мы всегда рады гостям.

Интервью подготовила Вера ВИНОГОРОВА
↑ Наверх