Фотографии читали «между строк»
Петербургская делегация показала севастопольским блокадникам Бродского
Петербургская делегация показала севастопольским блокадникам Бродского
Открытие выставки уникальных фотографий «Свидетельства осадных дней», которую специальный корреспондент газеты «Вечерний Петербург» привез в Севастополь, состоялось в Матросском клубе Черноморского флота. Перед самым Днем Победы. Конечно, мимо такой экспозиции не могли пройти жители блокадного Ленинграда — черноморцы. Пришли все, кто еще в силах преодолевать крутые улицы приморского города.
Маскировка для Смольного
Выставка, которую редакция «Вечернего Петербурга» подготовила для Севастополя, — это даже не 26 уникальных блокадных снимков, а тысячи историй, лишь малую толику которых мы пока знаем. А севастопольцы-блокадники не только слушали эти истории, но и открыли нам новые страницы экспозиции... Началось все с истории выставки. А вернее, со встречи с Йосом Стеллингом, на которую ваш спецкор умудрился попасть. Ведь без этого он бы не познакомился с киноведом Мирсоидом Сапаровым, представлявшим российской публике именитого режиссера. Не узнал бы, что он — сын того самого Арифа Сапарова, военного корреспондента, летописавшего хронику строительства Дороги жизни, ставшего после войны писателем, автором ряда книг о блокаде Ленинграда, о перипетиях войны, о легендарных чекистах. И конечно, он бы не узнал, что у Мирсоида Арифовича сохранились архивы отца — рукописи и фотоматериалы, с которыми он работал.
В архиве Сапарова мы нашли разные работы. Одни снимки, как, например, Давида Трахтенберга, широко известны и были растиражированы многими изданиями. Другие — такие, как работы Александра Бродского, — по большей части не публиковались. Блокадницы ходили вдоль экспозиции и — плакали. «А я здесь жила, — говорит Ольга Андрияшина, изучая фотографию Бродского «Ополчение на Московском шоссе». — Я снаряды на передовую в конец проспекта возила». А Анна Доценко, посмотрев на другой снимок Александра Ивановича — «Смольный в маскировочных сетях», воскликнула: «Так я же их делала! Я работала на Прядильно-ниточном комбинате им. С. М. Кирова перевязальщицей маскировочных сетей!» Тут все в один голос начали сомневаться: мол, странные блокадные фото — пышущая здоровьем регулировщица, сытые лица сотрудниц МПВО, возвращающихся с задания, — мы же все истощенные были!
Маскировка от Смольного
Но это тоже история. Блокадные фото — особая статья. Все снимки выдержаны в одном духе. Восклицательно-патриотическом, как и фильмы той и послевоенной поры. Работа блокадных фотокорреспондентов была жестко цензурирована. Ни пленок, ни снимков в свободном обращении не было. Любительские фото? Да вы что! Арестовали бы сразу. Профессионалы-то не могли иногда отбиться от назойливых ловцов шпионов. Показывать то, что происходило на самом деле, было нельзя. Снимки сдавались в редакции, где происходил отбор. Фотографам диктовали ракурсы, им подбирали типажи персонажей — военных, рабочих, обывателей. Многие сюжеты были постановочными. Таковы были законы советского фотоискусства. Особенно в условиях военного времени. Эти свидетельства надо читать «между строк».Вот на углу Невского и Литейного проспектов просматривается надпись «Тэжэ» — это парфюмерный магазин, заколоченный в блокаду досками? Откуда парфюмерия? Мыла-то не было. А вода? Дай бог, хватало сил чайник снега принести! Мыло только весной 1942-го появилось. Это власти поставили задачу ученым — найти в осажденном городе ингредиенты, из которых можно было бы приготовить мыло. Хотя снимки взрывов поставить было нельзя. Например, в «Пожаре у Горнардома» Бродский запечатлел результат бомбежки 8 сентября. Тогда сгорели Бадаевские склады. Но мало кто знает, что продовольствие складировалось и в постройках Горнардома, — аттракционах американских городков, располагавшихся рядом с Ленинградским зоопарком. Они тоже были разбомблены 8 сентября. От этого взрыва развалился стоявший по соседству слоновник и погибла любимая горожанами слониха Бетти. Мы рассказывали читателям и эту историю — про мальчика, чью судьбу определила Бетти и который после войны стал палеонтологом, а сейчас в его семье хранится череп легендарной слонихи. Севастопольские блокадницы слушали этот рассказ, затаив дыхание...
Еще один вопрос, который не задавали благодарные защитницы Ленинграда, но задавали все остальные: зачем мы привезли в Севастополь блокадную выставку? Корреспондент «ВП» начал было рассказывать, как два года назад он впервые приехал с историко-культурным движением «Флаг Андреев — Град Петров» в Севастополь и работал на Параде Победы. В футболке с надписью «Вечерний Петербург». И вдруг в какой-то момент обнаружил, что не может сделать и шагу, поскольку оказался в объятиях пожилых женщин. Вот таким образом состоялась первая встреча с севастопольскими блокадницами. А потом стало ясно, что это — еще одна история. О городе Севастополе. Которую мы обязательно расскажем.
Михаил ТЕЛЕХОВ, наш собкор, фото автора и Алексея АкЕНТЬЕВА (Севастополь)