Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 18 декабря 2024

Фотографии читали «между строк»

Петербургская делегация показала севастопольским блокадникам Бродского

Петербургская делегация показала севастопольским блокадникам Бродского

 

Открытие выставки уникальных фотографий «Свидетельства осадных дней», которую специальный корреспондент газеты «Вечерний Петербург» привез в Севастополь, состоялось в Матросском клубе Черноморского флота. Перед самым Днем Победы. Конечно, мимо такой экспозиции не могли пройти жители блокадного Ленинграда — черноморцы. Пришли все, кто еще в силах преодолевать крутые улицы приморского города. 

Маскировка для Смольного

Выставка, которую редакция «Вечернего Петербурга» подготовила для Севастополя, — это даже не 26 уникальных блокадных снимков, а тысячи историй, лишь малую толику которых мы пока знаем. А севастопольцы-блокадники не только слушали эти истории, но и открыли нам новые страницы экспозиции... Началось все с истории выставки. А вернее, со встречи с Йосом Стеллингом, на которую ваш спецкор умудрился попасть. Ведь без этого он бы не познакомился с киноведом Мирсоидом Сапаровым, представлявшим российской публике именитого режиссера. Не узнал бы, что он — сын того самого Арифа Сапарова, военного корреспондента, летописавшего хронику строительства Дороги жизни, ставшего после войны писателем, автором ряда книг о блокаде Ленинграда, о перипетиях войны, о легендарных чекистах. И конечно, он бы не узнал, что у Мирсоида Арифовича сохранились архивы отца — рукописи и фотоматериалы, с которыми он работал. 

 

 

В архиве Сапарова мы нашли разные работы. Одни снимки, как, например, Давида Трахтенберга, широко известны и были растиражированы многими изданиями. Другие — такие, как работы Александра Бродского, — по большей части не публиковались. Блокадницы ходили вдоль экспозиции и — плакали. «А я здесь жила, — говорит Ольга Андрияшина, изучая фотографию Бродского «Ополчение на Московском шоссе». — Я снаряды на передовую в конец проспекта возила». А Анна Доценко, посмотрев на другой снимок Александра Ивановича — «Смольный в маскировочных сетях», воскликнула: «Так я же их делала! Я работала на Прядильно-ниточном комбинате им. С. М. Кирова перевязальщицей маскировочных сетей!» Тут все в один голос начали сомневаться: мол, странные блокадные фото — пышущая здоровьем регулировщица, сытые лица сотрудниц МПВО, возвращающихся с задания, — мы же все истощенные были!

Маскировка от Смольного

Но это тоже история. Блокадные фото — особая статья. Все снимки выдержаны в одном духе. Восклицательно-патриотическом, как и фильмы той и послевоенной поры. Работа блокадных фотокорреспондентов была жестко цензурирована. Ни пленок, ни снимков в свободном обращении не было. Любительские фото? Да вы что! Арестовали бы сразу. Профессионалы-то не могли иногда отбиться от назойливых ловцов шпионов. Показывать то, что происходило на самом деле, было нельзя. Снимки сдавались в редакции, где происходил отбор. Фотографам диктовали ракурсы, им подбирали типажи персонажей — военных, рабочих, обывателей. Многие сюжеты были постановочными. Таковы были законы советского фотоискусства. Особенно в условиях военного времени. Эти свидетельства надо читать «между строк».Вот на углу Невского и Литейного проспектов просматривается надпись «Тэжэ» — это парфюмерный магазин, заколоченный в блокаду досками? Откуда парфюмерия? Мыла-то не было. А вода? Дай бог, хватало сил чайник снега принести! Мыло только весной 1942-го появилось. Это власти поставили задачу ученым — найти в осажденном городе ингредиенты, из которых можно было бы приготовить мыло. Хотя снимки взрывов поставить было нельзя. Например, в «Пожаре у Горнардома» Бродский запечатлел результат бомбежки 8 сентября. Тогда сгорели Бадаевские склады. Но мало кто знает, что продовольствие складировалось и в постройках Горнардома, — аттракционах американских городков, располагавшихся рядом с Ленинградским зоопарком. Они тоже были разбомблены 8 сентября. От этого взрыва развалился стоявший по соседству слоновник и погибла любимая горожанами слониха Бетти. Мы рассказывали читателям и эту историю — про мальчика, чью судьбу определила Бетти и который после войны стал палеонтологом, а сейчас в его семье хранится череп легендарной слонихи. Севастопольские блокадницы слушали этот рассказ, затаив дыхание...

 

 

Еще один вопрос, который не задавали благодарные защитницы Ленинграда, но задавали все остальные: зачем мы привезли в Севастополь блокадную выставку? Корреспондент «ВП» начал было рассказывать, как два года назад он впервые приехал с историко-культурным движением «Флаг Андреев — Град Петров» в Севастополь и работал на Параде Победы. В футболке с надписью «Вечерний Петербург». И вдруг в какой-то момент обнаружил, что не может сделать и шагу, поскольку оказался в объятиях пожилых женщин. Вот таким образом состоялась первая встреча с севастопольскими блокадницами. А потом стало ясно, что это — еще одна история. О городе Севастополе. Которую мы обязательно расскажем.

Михаил ТЕЛЕХОВ, наш собкор, фото автора и Алексея АкЕНТЬЕВА (Севастополь)
↑ Наверх