Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 3 июля 2024

Фуэте, коза и пионэры

В Музее политической истории России открылась постоянная экспозиция, посвященная Матильде Кшесинской

Те, кто рос и учился в доперестроечную эпоху, слышали фамилию Кшесинская разве что в поэме Маяковского «Владимир Ильич Ленин» (именно в ее доме, захваченном большевиками, Ленин провозгласил свои «Апрельские тезисы»): «Дом, Кшесинской за дрыгоножество подаренный…», а вот о самой балерине простые обыватели не знали совсем ничего.


Да и сотрудники Музея революции, обосновавшегося в ее особняке, тоже не могли похвастаться обилием информации: «Мы начали серьезно заниматься фигурой Кшесинской с середины 1980-х. Именно тогда были восстановлены интерьеры особняка, но у нас не было знаний, материалов, фондов — все было разбросано по разным музеям и архивам», — объяснил куратор выставки кандидат исторических наук Алексей Кулегин. Нынешняя экспозиция, посвященная хозяйке дома, под названием «Матильда Кшесинская: фуэте судьбы», — примерно пятая. Слово «фуэте» в названии — не просто красивость: Кшесинская была первой из русских балерин, освоивших знаменитые 32 фуэте.

Матильда Феликсовна — дочь знаменитого танцовщика, балетную карьеру выбрали ее сестра Юлия и брат Иосиф. О семье балерины расскажут фотографии и сохранившиеся документы, некоторые из них весьма забавны — например, жалоба на Юлию Кшесинскую, которая вышла на сцену в партии крестьянки, надев золотой браслет. Юлия в театральных программках значилась «г-жа Кшесинская 1-я», а ее младшая сестра Матильда — «г-жа Кшесинская 2-я».

М. Ф. Кшесинская. Между 1895 и 1898 гг.

Кстати, Маяковский передергивал: особняк на углу Большой Дворянской и Каменноостровского проспекта вовсе не был «подарен» балерине — она построила его на свои деньги и принимала деятельное участие в разработке проекта. Об истории дома расскажет фильм «Возвращение Матильды», специально созданный для экспозиции режиссером Алексеем Молочником. 

В просторном доме хватало места не только для балерины и ее сына Владимира, многочисленной прислуги и любимой собачки, но даже для… козы: одной из любимых партий Матильды Феликсовны была Эсмеральда в балете Пуни по мотивам «Собора Парижской Богоматери». Чтобы козочка привыкла к Эсмеральде и ходила за ней во время спектакля, как положено по роли, Матильда Феликсовна поселила животное у себя и всюду брала с собой.

Тот самый рапорт-жалоба на Юлию Кшесинскую.

Директор музея Евгений Артемов, открывая выставку, сказал о Кшесинской: «Нет у нас в музее мужчины, который не был бы в нее влюблен… во всяком случае, плохого слова о ней не скажет никто». Сейчас многие воспринимают Матильду Феликсовну как фигуру скандальную — из-за романа с цесаревичем Николаем, будущим императором Николаем II. Шлейф скандальности «удлиняется», когда люди узнают, что она была возлюбленной и других представителей династии Романовых, хотя, на наш взгляд, то, что балерину любили такие мужчины, говорит скорее в ее пользу. 

Впервые в экспозиции есть раздел, посвященный эмигрантскому периоду жизни Матильды Кшесинской. Впрочем, тогда она была уже не Кшесинской: в эмиграции Матильда Феликсовна вышла замуж за великого князя Андрея Владимировича и стала носить фамилию Романовская-Красинская. 

Одно из платьев, в которых выступала балерина.

Покинув страну навсегда, балерина никогда не забывала о своем бывшем жилище и всегда спрашивала редких гостей из России: «Как там мой дом?» Заведующая экскурсионным отделом Музея театрального и музыкального искусства Наталья Вайнберг рассказала — со слов Никиты Богословского, — что композитор ответил на этот вопрос: «Прекрасно! Там же принимают в пионеры!» Матильда Феликсовна переспросила: «Пионэры? А кто это такие?»

Говорят, в парижских ресторанах, когда она туда заходила, оркестр прекращал играть то, что играл, и начинал адажио из «Лебединого озера»…

↑ Наверх