Газета выходит с октября 1917 года Monday 29 июля 2024

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ «ВП» - За что должны платить больные?

На вопросы читателей отвечает первый заместитель председателя комздрава

На вопросы читателей отвечает первый заместитель председателя комздрава



За что должны платить больные? Проблемы лучше решать во время лечения, а не после него.

В редакции «ВП» прошла очередная горячая линия. Ее темой стало лечение в больницах согласно полису ОМС (обязательного медицинского страхования). Но читатели имели возможность задать и другие вопросы, касающиеся системы здравоохранения  города. На вопросы отвечал Владимир Евгеньевич ЖОЛОБОВ, первый заместитель председателя комитета по здравоохранению.
Как и ожидалось, горячая линия вызвала большой интерес у читателей. Поэтому, к сожалению, не все желающие смогли дозвониться до редакции (хотя время  проведения горячей линии было продлено). Редакция «ВП» обязуется и впредь проводить подобные горячие линии. Следите за нашими анонсами!

 

Хочу лечиться, да не получается

У меня в анамнезе два инсульта, а тут случился гипертонический криз. Вызвала врача на дом, и она предложила мне госпитализацию в больницу № 20. А я лежала лет десять назад в отделении неврологии МСЧ-122. Я хотела лечиться именно в МСЧ-122…
— Но МСЧ-122 не дежурит по неврологическому профилю. А раз у вас был гипертонический криз, случай оказался экстренным. Поэтому вам была предложена городская больница. Кстати, МСЧ-122 в принципе не дежурит по экстренной медицинской помощи в системе ОМС. А вот в плановом порядке это медицинское учреждение в системе ОМС работает по профилям: ЛОР, терапия, кардиология, неврология.

Мне необходима операция на позвоночнике (удалить грыжу). Лечащий врач сказала, что это можно сделать бесплатно только по квоте. А если нет квоты — то лишь за деньги. Откуда взять квоту? Денег у меня нет.
— Операции на позвоночнике относятся к высокотехнологичным методам. Квота на них выделяется из городского и федерального бюджетов. Для начала вам нужно взять направление у лечащего врача в поликлинике (с подробным эпикризом по заболеванию, необходимыми анализами). С этими документами нужно приехать в НИИ нейрохирургии имени Поленова (ул. Маяковского, 12), к главному нейрохирургу Санкт-Петербурга Берсневу Валерию Павловичу (телефон 272-98-79). Если он сочтет, что вы нуждаетесь в операции, он завизирует ваши документы. Следующий шаг — непосредственное оформление квоты (с паспортом, полисом ОМС, медицинскими документами) в Медицинском информационно-аналитическом центре (ул. Шкапина, 30, телефон 576-22-22).
— Я из дому практически не выхожу. Мне до Шкапина не доехать…
— Пожалуйста, за вас с документами на оформление квоты могут пойти родственники, соседи, социальный работник. Личное присутствие не обязательно.

Мои соседи — пожилые супруги. Жене — 82 года, она блокадница. Мужу — 85. Он участник войны, по квартире передвигается с трудом. У жены два года назад случился инсульт, и с тех пор муж за ней ухаживает. Ему просто не по силам такой уход. Нельзя ли как-то положить пожилого человека в больницу хотя бы на время?
— Нужно вызвать участкового доктора, и он даст направление на госпитализацию. Мы сообщим о вашей соседке в поликлинику. Скорее всего ей будет предложена госпитализация в больницу № 46 Святой Евгении (Старорусская ул., 3). Это специализированная больница для оказания медицинской помощи блокадникам. Возможные варианты для госпитализации: городской гериатрический центр или же отделение сестринского ухода. Показания для госпитализации и профиль отделения должен определить лечащий врач. 

Что такое творится в наших больницах? Тяжело больных людей кладут в коридор!  Это издевательство над народом!
— К сожалению, больница порой вынуждена помещать пациентов вне палат. Не по злому умыслу, конечно. Но реальность такова, что есть сезон повышенной госпитализации, когда все койки определенного профиля заняты во всех больницах (городское бюро госпитализации постоянно отслеживает ситуацию и равномерно распределяет больных). Нет такого, чтобы в одном стационаре был перегруз отделения, а в других стационарах, наоборот, койки пустовали. Поэтому если места в нужном отделении нет, пациента могут поместить в отделение другого профиля (но лечащий врач будет с профильного отделения). Нет и там места, тогда, действительно, остаются только холлы и коридоры. Но больным при этом лечащим врачом назначается весь необходимый комплекс лечения, и как только кого-то из пациентов выпишут и освободится место в палате, их переведут в палаты. Нахождение в коридоре — мера вынужденная и временная.
— Но при этом платные палаты пустуют!
— А вот это — уже нарушение. Если нет места в обычных палатах, но есть свободные койки в палатах хозрасчетных, больных должны поместить в платные палаты. Разумеется, бесплатно. Если такого не происходит, обращайтесь к главному врачу стационара, к нам в комитет по здравоохранению, звоните по телефону горячей линии 635-55-77.

Бомжи — не люди?

Что делать, если на улице или в парадном видишь явно больного бомжа? Ну видно, что человеку очень плохо…
— Звоните в скорую помощь. Они обязаны выехать, и если подтвердится, что человек нуждается в госпитализации, его обязаны доставить в стационар. Кстати, больница имени Боткина имеет даже специализированное отделение для лечения граждан без определенного места жительства.
— Обычные больницы попросту выпихивают бомжа на улицу, то есть выписывают в никуда. В лучшем случае его довезут до дома, в подвале которого он проживает.
— Согласно закону пациента выписывают из больницы только тогда, когда он перестает нуждаться в круглосуточном врачебном наблюдении. Однако после того как пациенту — любому, а не только бомжу — будет оказана необходимая специализированная медицинская помощь в стационаре, он выписывается. Задача стационаров, которые оказывают круглосуточно экстренную медицинскую  помощь все дни недели, — именно в ее оказании.
Кстати, в нашем городе есть больницы и отделения сестринского ухода, есть психоневрологические интернаты, куда в случае наличия показаний переводятся лица без определенного места жительства. 

Право выбора никто не отменял



Можно ли выбрать стационар при экстренной госпитализации?
— Можно. Но — из числа тех стационаров, которые в данный момент дежурят по нужному профилю. И только при условии, что в них еще есть свободные места. Экстренная госпитализация взрослых пациентов в стационары осуществляется в соответствии с распоряжением комитета по здравоохранению «Об утверждении графика дежурств стационаров Санкт-Петербурга по экстренной помощи взрослому населению» в соответствии с наличием мест соответствующего профиля и с учетом наименьшего «плеча госпитализации» (то есть расстояния от места, где находится пациент, до больницы). Так что учтите: экстренная госпитализация и есть экстренная. Скорой помощи необходимо, прежде всего  для блага пациента, как можно быстрее доставить пациента в стационар. Существует временной норматив по срокам доставки пациента в стационар при экстренной госпитализации. Так что из Колпина вас не повезут на другой конец города, в приглянувшуюся вам Елизаветинскую больницу. Поэтому в реальности выбора может и не быть.
— А при плановой госпитализации?
— Да, вы имеете право выбора (если стационар входит в ОМС, имеет нужный вам профиль). Только один нюанс. У нас есть некоторые отделения в стационарах «повышенного спроса», в которые хотят попасть на лечение очень многие. Значит, на госпитализацию может быть очередь. В соответствии с действующей Территориальной программой ОМС очередь на восстановительное лечение и высокотехнологичную медицинскую помощь может превышать 6 месяцев. Если же по той или иной причине вы ждать не можете, лучше остановить свой выбор на другой клинике. Лечащий врач в амбулаторно-поликлиническом учреждении должен подсказать вам другие отделения аналогичного профиля.

 

Мою сестру оперировали в ВМедА (у нее варикоз, удаляли лопнувший сосуд на ноге). Она попала туда по скорой. Теперь ей нужно удалять сосуд уже на второй ноге. Может ли она снова лечь в ВМедА?
— Клиника сердечно-сосудистой хирургии ВМедА входит в программу ОМС, вы можете взять у своего лечащего врача направление на плановую госпитализацию туда.

Что предпринять, если лечащий врач в больнице не вызывает доверия? Как же у него лечиться?
— Вы имеете право поменять лечащего доктора. Для этого нужно обратиться к заведующему отделением. Не найдете поддержки — тогда ваш путь к начмеду, главврачу. Не получается, тогда обращайтесь в комитет по здравоохранению, страховую компанию. Причем делать это лучше, когда вы еще находитесь в больнице, когда можно изменить схему лечения. Обращаться постфактум — худший вариант. Вам же не ответ на жалобу нужен, а эффективная помощь именно сейчас, немедленно.  Вы физически не в состоянии «выяснять отношения»? Тогда попросите кого-то из родственников.

Платить иль нет? Вот в чем вопрос!

Как окажешься в больнице, так и начинаются поборы. И за лекарства, и за расходники, и за процедуры с исследованиями, и медперсоналу лично. Создается ощущение, что полис ОМС мало что гарантирует…
— Во-первых, в каждом стационаре вывешен перечень платных и бесплатных (согласно полису ОМС) услуг. Во-вторых, оплата должна идти только через официальный договор с клиникой. Если же вы даете деньги непосредственно доктору или медсестре, — это нарушение.
Все, что положено пациенту в рамках ОМС, ему обязаны выполнить бесплатно. Если же медики начинают говорить о деньгах, жалуйтесь заведующему отделением, начмеду, главврачу. Нет отклика, тогда в комитет по здравоохранению, звоните по телефону горячей линии 635-55-77.
Помните: если какое-либо лекарство или расходный материал врач предлагает купить лично у него — это противозаконно. Можно не сомневаться, что деньги в таком случае идут в карман недобросовестного врача. 
Вынуждать приобретать лекарство (расходный материал) вас никто не вправе. Но если вы хотите лечиться препаратами (или же воспользоваться расходными материалами) другими, а не теми, которые стационар предлагает в рамках системы ОМС, то это — только за деньги. В таком случае вам обязаны дать подписать информированное согласие, в котором сказано, что вам предлагали сделать то-то бесплатно, в рамках системы ОМС, а вы отказываетесь. Бланк вклеивается в историю болезни пациента.
— Но когда соглашаешься купить что-то импортное, то покупаешь-то все равно в больнице, хоть и платишь официально, через кассу. То есть, возможно, врачи заинтересованы в том, чтобы я купил?
— Пожалуйста, покупайте не в больнице, а в любой фирме. Это не проблема, через Интернет можно найти что угодно. Но, покупая расходник в сторонней организации, вы должны выполнить условия. Первое: получить сертификат на расходник. Второе: выяснить, имеет ли организация лицензию на подобные продажи. Кроме того, необходимо выяснить требования и условия доставки, транспортировки и хранения того или иного расходного материала, то есть можете ли вы «принести» его сами.
— А можно ли получить компенсацию за купленный мною импортный материал, хотя бы в размере стоимости его аналога российского производства? Ведь российский бы мне поставили бесплатно.
— Нет, подобные выплаты законом не предусмотрены. Но вы имеете право на налоговые вычеты в размере 13 процентов. Также возможна (но отнюдь не обязательна!) какая-либо компенсация в органах социальной защиты населения.

Можно ли, проходя курс лечения в городской больнице бесплатно, лежать в платной палате? Или платная палата предполагает, что и все лечение будет за деньги?
— Вы платите только за палату повышенной комфортности. Но с обязательным заключением договора об оказании хозрасчетных услуг. Сейчас койко-день в палате повышенной комфортности стоит 700 — 2000 рублей в день.

Все про все

Я прикреплена к одной женской консультации, а реально хожу к доктору совсем в другой консультации. Но уже за деньги. Что предпринять? Услугами своей консультации я вообще не пользуюсь.
— В вашем случае рекомендую прикрепиться к консультации, в которой работает понравившийся вам доктор. Для этого нужно обратиться в свою страховую компанию (ее координаты есть на полисе). Проблем не должно возникнуть.

Я хотела спросить о таком деликатном моменте, как сдача анализов. Мне приходится постоянно сдавать анализы от своих родственников. Так в поликлиниках № 91, 105, 65, детской отказываются брать анализы в стеклянной обычной таре. Только в пластиковой одноразовой. Одноразовая, конечно, удобнее. Но стоит она 20 — 30 рублей. Если постоянно сдаешь, выходит дорого. И что делать?
— Права сдавать анализы в обычной посуде никто пациентов не лишал. Если поликлиники действительно требуют только одноразовую посуду, это нарушение.

Мы с женой сменили квартиру. Раньше обслуживались в поликлинике № 38, и в ней хирург мне делала внутрисуставные уколы. Сейчас я прикреплен к другой поликлинике, и хирург отказывается делать эти уколы...
— Если уколы назначены врачом, вам обязаны их делать, причем сама процедура будет для вас бесплатна. Мы разберемся в вашей ситуации.

В поликлинике № 112 19 января меня записали на плановое УЗИ брюшной полости на самый конец апреля, и только после обращения к главному врачу мне выдали номерок на более ранний срок. В поликлинике всегда так — назначают УЗИ через три-четыре месяца…
— Это очень странная ситуация. Плановое УЗИ, назначенное врачом, должно выполняться в течение двух недель, по экстренным показаниям — в день обращения (в крайнем случае — на следующий). Возможно, в поликлинике были какие-либо проблемы (неисправность прибора, длительная болезнь медика). Вопрос ставлю под контроль.

Живу в Красногвардейском районе, прикреплен к поликлинике № 17. К врачам — не попасть, потому что не дозвониться по телефону колл-центра. Пробовал взять номерок непосредственно в поликлинике, как раньше, но в регистратуре мне сказали, что номерков они в принципе не дают. Что делать?
— Колл-центры не отменяют возможность записаться к врачу непосредственно в поликлинике. Да, колл-центры не всегда справляются с нагрузкой (из-за ограниченных возможностей самих телефонных сетей), тем более что она возросла. Теперь через колл-центры можно записаться и в детские поликлиники. Другое дело, что, возможно, к нужному вам врачу номерков в тот момент просто  не было.

Живу в Павловске. В ближайшей поликлинике врача-эндокринолога нет в принципе. А я страдаю сахарным диабетом. Как мне попасть к врачу-эндокринологу?
— Павловск и Пушкин — один район, вас обслуживает поликлиника № 60, имеющая три филиала. В пушкинском филиале (Московская ул., 15) врач-эндокринолог принимает. Пожалуйста, приходите на прием.

Мне приходится лекарства от диабета покупать за свой счет. Хотя, насколько я знаю, они мне, как региональному льготнику, положены бесплатно…
— Да, но препараты должен выписать врач-эндокринолог. Без специального рецепта бесплатно отпустить препарат аптека не может.

Живу в Пушкине. Страдаю глаукомой, имею право на льготные лекарства. Однако за четыре года врач-офтальмолог мне ни разу не дала рецепт на препарат ксалатан. Покупаю лекарство за свой счет. Бесплатный рецепт врач не выписывает. Говорит, что таких, как я, больных глаукомой, в поликлинике — сотня. А получает поликлиника всего 3 — 4 рецепта на ксалатан в год.
— Я свяжусь с поликлиникой и выясню, в чем проблема.

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Претензии по работе лечебных учреждений (круглосуточно)    595-37-00.
Претензии по работе скорой помощи (круглосуточно)    571-45-04.
Справочный телефон о наличии лекарств в аптеках города    635-55-66.
Городская справочная служба «Здоровье города» (многоканальный)    635-55-63.
(Информация об адресах, телефонах лечебно-профилактических медицинских учреждений города Санкт-Петербурга и о медицинских услугах, предоставляемых этими учреждениями)  
Горячая линия комитета по здравоохранению    635-55-77.
 
ПРИЕМ ГРАЖДАН по вопросам дополнительного лекарственного обеспечения ведется сотрудниками фармацевтического управления комитета по здравоохранению по средам с 10.00 до 13.00, кабинет №10.

Подготовила Татьяна ТЮМЕНЕВА Фото Натальи ЧАЙКИ
↑ Наверх