Газета выходит с октября 1917 года Saturday 23 ноября 2024

Гафт, Филиппенко, Девотченко и провинциальные анекдоты на любой вкус

Что смотреть, когда нечего смотреть

Давно уже в Петербурге не случалось такого пустого в плане театральных новостей лета. Практически все театральные площадки оккупировал балет. Из всех городских театров открыты лишь «Приют комедианта», «Русская антреприза» и Театр «На Литейном». Ну и Театр Комедии с «Балтдомом», где ловить, увы, нечего. Однако это не значит, что выбора нет никакого. Предлагаемые афишей грядущей недели штучные гастролеры и репертуарные комедии вполне конкурентоспособны.

Начнем с моножанра — он того заслуживает. Тут выбирать можно между двумя желчными, но чрезвычайно харизматичными интеллигентами. Первый — Валентин Гафт, на творческом вечере в Капелле 26 июля он прочтет свои стихи и знаменитые эпиграммы, которые в его исполнении обретают десятки новых ироничных смыслов и подтекстов. Второй — Александр Филиппенко, выбравший себе компаньонов из советского прошлого: Зощенко, Кольцова, Платонова, Довлатова — и объединивший их в спектакле «Смех отцов». Очевидно, что смех этот — тот самый, о котором средневековый поэт и гистрион Франсуа Вийон написал: «Смеемся мы лишь от мучений», — и заняться этим артист предлагает в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской 27 июля в 21.00. В эту компанию отлично вписывается наш артист и гражданин Алексей Девотченко с его «Эпитафией» — спектаклем по текстам Лимонова и Кибирова (Дом Кочневой, 27 июля).

На этом серьезные предложения от петербургского театра заканчиваются. Разве что упомянуть «Двое на качелях» («Приют комедианта», 25 и 26 июля) — одну из самых известных мелодрам прошлого века режиссер Вениамин Фильштинский и артисты Елена Калинина и Дмитрий Воробьев превратили в трагедию одиночества в современном мегаполисе. И «Гарольд и Мод» (Театр Комедии, 27 июля), где божественная Ольга Антонова тонко и изящно играет драму любви пожилой женщины и юнца. Ну а дальше — выбирать остается только из комедий: от высоких до площадных. Лучшая из них — несомненно, «Слуга двух господ» по Гольдони (Театр «На Литейном», 26 июля) — где подросшие и превратившиеся в настоящих звезд Ксения Раппопорт, Игорь Ботвин, Тарас Бибич рефлексируют по поводу своей молодости, распевая под гитару песни Цоя, при этом красавица Раппопорт еще и рядится в мужской наряд.

В «Русской антрепризе» можно увидеть, с одной стороны, смешнейший анекдот из русской классики — «Грабеж» по Лескову (25 июля) — про то, как страшно бывает выходить из дома в нашей медвежьей стране, с другой — не менее остроумный современный опус «Детектор лжи» (26 июля) по пьесе Василия Сигарева, где участвуют слесарь, медсестра и гипнотизер. В обоих спектаклях играет великолепный петербургский артист Евгений Баранов. Молодежь из МДТ Льва Додина — Дарья Румянцева, Олег Рязанцев и Алексей Морозов — пробует свои силы в жанре балаганных импровизаций: «Олеся» театра «Приют комедианта» (27 и 28 июля) к Куприну имеет чрезвычайно далекое отношение, но стоит посмотреть на то, как отчаянно и азартно артисты преодолевают нелепости режиссуры. На этой же неделе в Театре Комедии покажут «Голодранцев и аристократов» (29 июля) — лирическую неаполитанскую комедию с переодеваниями с выдающимся комиком Сергеем Кузнецовым. А в Театре «На Литейном» «Пышку» Мопассана (30 июля) превратят в убийственную сатиру на лицемерие сильных мира сего. Есть редкая возможность увидеть легенду Театра на Васильевском — спектакль «Таня-Таня» (30 и 31 июля), опыт нежного поэтического театра с элементами абсурда и прекрасными Валерием Кухарешиным и Натальей Кутасовой.

Наконец, не оставляют нас своим вниманием звездные столичные «шахтеры» — Гоша Куценко, Марат Башаров, Дмитрий Марьянов и другие, — которые в шоу «Ladies’ Night». только для женщин» переквалифицируются в стриптизеры со всеми вытекающими отсюда последствиями (ДК «Выборгский», 27 и 28 июля).

И чтобы все же закончить на позитивной ноте, порекомендую еврейский анекдот на грани фола, но умный и остроумный да еще и с элементами свадебного ритуала — под названием, которое не требует пояснений: «Последняя любовь» (Театр «На Литейном», 31 июля).

Ведущая рубрики Жанна ЗАРЕЦКАЯ
↑ Наверх