Галина КОВЗЕЛЬ: Романс стоит на втором месте после молитвы
Знаменитый Пьеро — исполнитель романсов Александр Вертинский как-то говорил, что, слушая «соловья русской песни — божественного Собинова», почувствовал, что его пение больше не доходит «до сердца». И понял, что «артист должен апеллировать не только к слуху слушателя, но и к его сердцу, к его самым чувствительным эмоциям». Тогда, в начале XX века, новую кровь в романс внесли поэты — Блок, Ахматова, Северянин. Сегодня видов романса — огромное количество. Неизменным в жанре остается только одно: романс — это всегда музыка сердца и музыка души, считает руководитель проекта «Весна романса» директор агентства «Русская музыка» Галина Ковзель.
— Что для вас романс?
— Это дело всей моей жизни. Все, что вокруг меня, с ним связано. 2007 год — юбилейный для нас, потому что в этом году мы будем проводить 10-й праздник романса «Петербургская осень» в БКЗ «Октябрьский», самому агентству в марте исполнится 10 лет, а конкурсу «Весна романса» десять лет — в следующем году.
Десять лет мы работаем в этом жанре, делаем не только концерты… Каждую среду в 20.30 выходит программа «Романс вчера и сегодня» на радио «Петербург — 5-й канал», сделано более сорока телепрограмм по концертам в БКЗ «Октябрьский» и Театре Эстрады, выпущены аудиосборники новых романсов, совместный проект с государственным телевидением Финляндии «Юлейс радио ТВ-2». Мы, наверное, единственные в городе, кто занимается молодыми исполнителями и авторами романса, мы аккумулируем в своем агентстве все виды романсовой деятельности. Очень приятно, что нас называют «центром петербургского романса».
— Сегодня жанр романса как-то изменился?
— Романсом все чаще называют лирическую эстрадную песню, но главное — песню душевную. Раньше у многих было представление о романсе больше как об академическом вокальном жанре. Романсы Рахманинова, Чайковского, Глинки, Даргомыжского, Булахова привыкли слушать в филармонических залах.
Сегодня романс вышел на эстраду, в большие концертные залы, звучит не только под рояль и гитару, но и с большим оркестром.
Мы говорим о романсе не классическом, где больше слушаем вокалиста и оцениваем его искусство владения голосом, а о романсе городском, который поют в микрофон, где мы можем услышать все нюансы актерского исполнения.
И в то же время это не эстрадная музыка, как мы привыкли сейчас понимать. В поп-музыке слова пишутся на определенную ритмическую основу, ритм диктует слово — оно должно хорошо запоминаться. Это музыка развлекательная. Наш романс — другое.
Это откровение, можно сказать, исповедь исполнителя, где он делится своими переживаниями со зрителем. Если артист научился петь городские романсы, то эстрадные песни он всегда споет. А вот с эстрады перейти на романс труднее.
— В романсе, если я правильно поняла, от текста отталкиваются?
— Это скорее сочетание: слова — музыка — исполнитель. В его основе поэзия и богатство русского языка с его непростой ритмической основой. Романс исполнять очень сложно. Чтобы правильно донести текст, нужно прорабатывать каждую фразу. Один и тот же романс можно петь каждый раз по-новому, так, как ты сегодня чувствуешь. Романс — это музыкальное сопереживание людей, которые собрались и говорят на одном языке — языке откровения и чувств. Исполнение романса всегда индивидуально.
— То, что в романсе не самое главное — иметь сильный голос, понятно. А почему Серебряный век в романсе так популярен?
— Потому что это настоящая поэзия, которой в наше время так не хватает. Романс имеет богатейшую историю. С середины XIX века он стал одним из любимых жанров в России. И русская эстрада началась именно с романса. Это Анастасия Вяльцева, Варвара Панина, Юрий Морфесси, Александр Вертинский. Обидно, что после революции романс называли искусством буржуазной культуры, а многие лучшие исполнители уехали за границу.
Оказались в ссылке лучшие композиторы-романсисты: Борис Фомин, Борис Про- зоровский. Романс был запрещенным жанром и звучал в тесном кругу, в коммуналках на кухне.
Романс со своими страданиями и переживаниями мешал воспитанию солнечного коммунистического поколения.
Но все возвращается на круги своя и жизнь диктует свои законы. Вернулся Александр Вертинский, потом Алла Баянова. Возвращением городского романса мы обязаны и Валерию Агафонову выдающемуся исполнителю, которого называют эталоном исполнительского мастерства в этом жанре. Забытый романс собирали по крупицам: старые ноты, записи... напевали бабушки, многие романсы вернулись из-за границы.
Большой толчок возрождению жанра дали романсы из кино-фильмов, которые приобрели огромную популярность в народе. Это романсы Соловьева-Седого, Фрадкина, Баснера, Петрова, Шварца.
Сегодня романс любим всеми, его поют артисты эстрады, театра и кино, рок-певцы и авторы-исполнители. Конкурс «Весна романса» открыл много новых исполнителей, которые сегодня выступают с сольными концертами в лучших концертных залах России: это Елена Ваенга, Зара, Лариса Луста. Появились прекрасные молодые исполнители романса — Елена Васильева, Сергей Зыков, Евгений Южин, Наталья Горбачева, Юлия Полянская, София Геловани, Дмитрий Лаутало. В нашем городе романс занимает значительную нишу между классикой и поп-эстрадой. Не знаю, с чем это связано. Наверное, архитектура сама навевает романсовые настроения.
— Вы говорите, романс — между поп-музыкой и классикой. А как же рок-музыка? Вот Макаревич, Сурганова, Гребенщиков поют романсы.
— Рок как раз очень созвучен романсу. Какие прекрасные романсы у Николая Носкова. Юрий Шевчук с удовольствием исполнял на наших концертах в «Октябрьском» зале свои лирические песни и романсы, читал стихи под симфоническую музыку, и это тоже был романс. Многие рок-исполнители поют романсы. Но и поп-исполнители их тоже поют и, я уверена, любят. Те же Валерия, Лолита, Буланова. Просто они не смешивают их с песнями, которые идут в раскрутку, работают на их имидж. Музыка сердца нужна и поп-певицам. Мне кажется, что романсы поют все, если считать, что романс — это песня сердца. В «Октябрьском» зале прекрасно пели романсы и Юрий Стоянов, и Анна Ковальчук. Для одних это профессия, для кого-то — хобби, а для кого-то — смысл жизни. Романс сегодня — неотъемлемая часть нашего внутреннего существования. Когда вам плохо — что вы поете? Опа-опа-опа?.. Наверное, нет. Вы возьмете какую-нибудь протяжную песню, созвучную вашим переживаниям: «Не уходи, побудь со мною» — если он ушел. И в этом романсе будет надежда на его возвращение. Романс стоит на втором месте после молитвы. Потому что это — твое откровение, в котором ты изливаешь душу и которым ты делишься с другими. В романсе отразилась самая характерная русская черта — поделиться, поплакаться друг другу, сопереживать вместе. Излил свою душу русский человек — и ему легче. У женщин в романсе — особая потребность. А с возрастом — еще большая. Даже за столом все больше стали петь не застольные песни, а романсы.
— У меня нелиричный вопрос: говорят, вы в депутаты баллотировались?
— Это было давно. Моя гражданская позиция всегда со мной, мне хочется многое изменить в сегодняшнем мире. И то, что четыре года назад я баллотировалась в депутаты, — порыв не карьерный, а человеческий. Когда я пошла в политику и многое увидела другими глазами, то поняла, что мне туда не надо. Моя жизнь в творчестве и романсе.
P. S. А для тех, кто мечтает о большой сцене, напоминаем: отборочные туры конкурса «Весна романса» проходят в агентстве «Русская музыка» до конца февраля. Третий тур в номинации «Молодые исполнители» проходит традиционно 10 марта в Театре Эстрады им. А. Райкина — в день рождения выдающегося исполнителя романсов Валерия Агафонова. В номинации «Авторы романсов» отбор ведется по кассетам и нотам. Торжественное награждение победителей и гала-концерт «Весна романса» состоятся 19 апреля в БКЗ «Октябрьский».
Информацию о конкурсе можно получить на сайте www.kovzel.ru
Беседовала Светлана ЩАГИНАМетки: Гость «Вечёрки» Музыка
Важно: Правила перепоста материалов