Газета выходит с октября 1917 года Wednesday 25 декабря 2024

Гамарджобат, мэгобрэбо!

Наш обозреватель Саша ШЕРОМОВА побывала в столице Грузии и живописных окрестностях

 

После известных событий августа 2008-го иной россиянин, решив поехать в Грузию, набирал в поисковике: «Поехать в Грузию, страшно, проблема». Чтобы знать, к чему готовиться. И находил предостережения нашего МИДа — мол, небезопасно. Как назло, президент Грузии Михаил Саакашвили отменил в январе 2012 года визы для россиян и выразился в том духе, что российские туристы могут приехать в Грузию, посмотреть — и уже не слушать предостережения российского МИДа.

Мы так и сделали. Ниже — не гид по Тбилиси (этого добра полно в Интернете), а скорее путевые заметки, впечатления.

Светицховели — кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви — находится во Мцхете, городе близ Тбилиси. В переводе название означает «животворящий столп». Это — самое большое в Грузии сохранившееся историческое сооружение.

Мы с товарищами, собравшись в Грузию, на всякий случай набирали в поисковиках «Грузия, проблема». Не то чтобы мы как отцу родному верили своему МИДу, но мой, например, жизненный путь отмечен визитом в Цхинвали аккурат после конфликта. А это трактуется Грузией как незаконный въезд на ее территорию. 

Этой проблемой, кстати, задаются многие россияне, славно отдохнувшие в Абхазии или Южной Осетии, а потом нацелившиеся на Грузию, — «пустят?». Ответ таков: если отметка стоит в загранпаспорте — его надо «потерять» и получить новый. Если ездили с российским паспортом,  перед грузинским законом вы как бы чисты. 

В Тбилиси есть своя «пизанская башня». В ней — кафе Резо Габриадзе, любимое заведение веселых и продвинутых тбилисцев.

Сейчас Тбилиси — одна огромная стройка. Восстанавливается невероятно прекрасный Старый Тбилиси, от вида которого, как от давнего воспоминания, почему-то защемит сердце даже у тех, кто никогда здесь прежде не был. 

И еще Тбилиси — это постоянный мощный машинопоток. Причем вас успокоят: «Сейчас машин мало — лето, все на дачах». Да, если вы после поездок по Западной Европе считаете, что зебра — для вас, а не для авто, — опомнитесь. Джигит за рулем — не трус, чтобы тормозить перед каждым переходом. Джигит-пешеход — не трус, чтобы останавливаться перед каждой мчащейся машиной. В Тбилиси переход по зебре — это состязание между водителем и пешеходом не на скорость, а на смелость. 

Времена меняются, а художники по-прежнему продают свои картины на улице.

Нам далеко не с первого раза удалось узнать, разрешено ли в стране вина управление автомобилем «под градусом». Одни говорили: «Запрещено совершенно», другие уверенно заявляли: «Бокал вина можно — это же не повлияет!» 

Последнее утверждение (что «чуть-чуть — можно») исходит из практики. Потому что если водишь без нарушений (а грузины справляются с этим и под хмельком), ни один гаишник просто так не остановит. И не предложит дыхнуть в трубочку.

Это одно из достижений Грузии последних лет: победа над коррупцией в органах МВД. Как нам рассказывали местные, еще несколько лет назад рейтинг доверия полиции был 2% («И я нэ знаю, гдэ они эти 2 процента набрали? Навэрно, у самих палицейцких спрашивали!»). Полицейский мог запросто остановить авто, сообщить тебе, что ты превысил скорость, — и будь добр, откупайся. 

По недавним опросам, рейтинг доверия полиции — 90%, почти как у святых. 

А впрочем, насчет спокойствия в стране — вот вам показатель. Нам не попалась ни одна дверь с кодовым замком. А наш новый друг Теймураз, который отпросился с работы, чтобы покатать нас по Тбилиси, а потом угощал невероятными хинкали, постоянно бросал свою недешевую машину, просто за­хлопнув дверь. Нет у него сигнализации. Говорит: все фирмы, которые предлагали системы сигнализации, на фиг разорились, поскольку никто не покупал. Незачем. Не воруют. Не воруют даже мобильники — после того как полиция образцово-показательно накрыла некий пункт, где сбывались краденые сотовые. 

Уголок старого Тбилиси. Дорога уходит в горы...

Как в советские времена россияне рвались в грузинские горы — так теперь туда рвутся западные туристы. По горной дороге в Хевсуретии мы встречали то молодых американцев, то немцев, то чехов с рюкзаками наперевес. Туризм — это то, на что правительство Грузии делает ставку, — но без побочных эффектов, как всегда, не обошлось. К примеру, в горах есть места, святые для того или иного села, рода. Некоторые места нельзя посещать женщинам; некоторые — под запретом для всех, кроме духовного предводителя рода, хевисбери. А наивный турист прет как танк — откуда ему знать, что место священное: камни и камни. 

Если маршрут завел вас в горы, предупредительно спрашивайте у местных, что можно, а чего нельзя. 

Английские надписи здесь встречаются не реже, чем грузинские.

Мы уже не знали, кого считать более гостеприимным: 70-летнего могучего грузина (к слову, чемпиона СССР по вольной борьбе), который не выпускал нас из-за стола, или его 40-летнего сына, который, сжалившись, не заставлял нас вкушать и выпивать больше возможного.

Но от угощений лучше не отказываться. Вдруг пригодится? Рассказывают, какой-то государственный переворот в Грузии не состоялся, потому что один из заговорщиков вспомнил: потенциально свергаемый противник когда-то «хачапури ел, который моя мама делала!».

Джвари — монастырь и храм на вершине горы у слияния Куры и Арагви близ Мцхеты, там, где, согласно историческим источникам, воздвигла крест святая равноапостольная Нина. «Джвари» в переводе и означает «крест».

Название «Тбилиси» происходит от теплых серных источников: «Тбили», «тпили» — это «теплый». Один грузин пошутил: «Надо противопоставить цивилизации — Тбилисизацию». Сыграл на том, что «циви» — «холодно».

Население всей Грузии примерно равно населению Петербурга: 4,5 млн. человек. Больше 1,5 млн. грузин живут вне пределов родины. 

Раз уж мы отмечаем 200-летие Отечественной войны 1812 года — нелишне напомнить: герой той войны Петр Иванович Багратион — потомок грузинского царского дома Багратиони.

Из Питера в Тбилиси не улетишь. Есть несколько стыковочных маршрутов — через Ереван, через Киев. Мы, к примеру, летели через Таллин. Удачно отловили билеты в Интернете за смешные 8 тыс. 600 рублей «туда — обратно». Правда, беспокоились о пересадке, поскольку в Таллине она составляла что-то около получаса — но тревожились напрасно: все предусмотрено, налажено, служащие аэропорта вас встретят и препроводят на стыковочный рейс. 

Жить в гостинице в Старом Тбилиси — конечно, одно удовольствие, но сэкономить — другое удовольствие. На окраине Тбилиси вполне можно найти отельчик, сутки — 15 — 20 долларов. А сэкономленного вам за глаза и за уши хватит на разъезды на такси по всему Тбилиси. Такси недорого и на каждом углу.

В Тбилиси полно круглосуточных магазинов, причем цены в них непринципиально отличаются от дневных. 

Мост через Куру. Такие новшества добавляют городу совсем не грузинского колорита...

Несмотря на, мягко говоря, прохладные отношения наших государств, в центре Тбилиси сохранились на некоторых домах названия улиц на русском. Наша гостиница находилась на Марджанишвили (что и было написано на указателе по-русски). А на тбилисской барахолке полно вещей с советской символикой. Неоднократно был увиден довольно крупный портрет Сталина. А в магазинчике — лимонад, которого в России мы не видали: «Nu pogodi!» с соответствующими героями.

Кстати, купив что-нибудь, не выбрасывайте чек, отдайте хоть прохожему. Потому что каждый чек — одновременно лотерейный билет, все участвуют в розыгрышах. Такой фокус правительство Грузии устроило, чтобы пресечь порочную практику, когда кассиры чеки не выбивали и, соответственно, магазины, скрывая доходы, недоплачивали в бюджет. С введением чековой лотереи налоговые поступления бешено возросли. 

Напоследок — комментарий, взятый на одном из интернет-форумов, где как раз обсуждался вопрос «страшно ли ехать в Грузию». Написал грузин, милые особенности орфографии мы сохранили: «хотья с россией и не те отнашения которые я желал бы но скажу прямо мы всегда уважали и уважаем русских у меня много друзей и двери моего дома всегда откриты для гостей и никому в обиду не дам лучше быть последним среди волков — чем первым среди шакалов».

 

РАЗГОВОРНИК

 

  • Здравствуйте — гамарджобат (мн. число), гамарджоба (ед. число, если более точно — «чтобы ты победил врагов»)
  • До свидания — нахвамдис
  • Да — хо (если вежливее — ки, диах)
  • Нет — ара
  • Спасибо — гмадлобт
  • Пожалуйста (в смысле «не за что», ответ на спасибо) — араприс
  • Извините — бодиши
  • Обращение к мужчине — батоно
  • Обращение к женщине — калбатоно
  • Как вас зовут? — ра гквиат?
  • Хорошо — каргат
  • Плохо — цудад
  • Друг — мэгобари (при обращении во мн. числе — мэгобрэбо, звательный падеж)
  • Не перепутайте: мать — по-грузински — дэда, отец — мама.

 

 

ЧТО ПОСЕТИТЬ 

Гора Мтацминда, «Святая гора». Эту гору в Тбилиси, высотой в 740 метров, опознаете даже ночью, ибо ночью телевышка на ней сияет огнями так, что обзавидовалась бы рождественская елка. И рядом с телевышкой так же гордо сияет огнями колесо обозрения. Впрочем, обозревать окрестности можно и без колеса — с нескольких смотровых площадок. 

На этой горе, которая отмечена в «Двенадцати стульях» (помните, гражданина Кислярского опять постигло несчастье встретиться с Осей и Кисой?), можно запросто провести весь день — не заскучаете. Удивительное сочетание: это и святое место (здесь стоит храм Давида); и место умиротворения (рядом с храмом Пантеон, в котором покоятся выдающиеся деятели Грузии, а также наш Александр Сергеевич Грибоедов; собственно, Пантеон и был официально открыт в 1929‑м, к столетию гибели Грибоедова); и место развлекательное (олигарх Патаркацишвили переделал здешний парк имени Сталина в нечто подобное луна-парку, но с грузинским колоритом). 

Музей искусств Грузии им. Шалвы Амиранашвили — один из важнейших в Грузии. Около 140 000 единиц хранения произведений грузинского, восточного, русского и европейского искусства. 

Музей Грузии им. Симона Джанашия — один из основных исторических музеев страны. Располагается в нескольких зданиях, дает представление об истории грузинской культуры от бронзового века до начала XX столетия. Там — найденные в Дманиси останки гоминида homo ergaster, промежуточного товарища между австралопитеком и homo erectus; там клад из Ахалгори — остатки богатого погребения V в. до н. э.; там богатая коллекция урартских надписей на камне.

Тбилисские серные бани. Ну, это само собой — их упоминал и Александр Дюма, и наш Александр, Пушкин: «Отроду не встречал ни в России, ни в Турции ничего роскошнее тифлисских бань». 

Ботанический сад, где круглогодично цветут невероятнейшие растения. Надо сказать, по количеству видов всевозможных цветов Грузия превосходила едва ли не всю европейскую часть бывшего СССР.

Храм Метехи (XII век) — когда-то резиденция грузинских царей. Под его сводами похоронена первая грузинская мученица царица Шушаника Ранская. 

Сиони — собор, в котором хранится главная святыня страны — крест святой Нино, которая крестила Грузию. До 2004 года собор был резиденцией католикоса — патриарха Грузинской христианской церкви. Сейчас резиденция — огромный, почти в 80 м высотой, собор Самеба («Святая Троица»), который сами грузины называют иногда зданием столетия. 

Мцхета. Побывать в Грузии и не приехать в Мцхету — все равно что в Риме побывать и папы не видать. Древнейший город — основан во второй половине I тысячелетия до н. э. Первая столица Грузии находится в нескольких километрах от Тбилиси, где сливаются «обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры». Главные достопримечательности: собор Светицховели, памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО, древний центр христианской Грузии, место коронования и усыпальница представителей цар­ского дома Багратионов; храм Самтавро; древний монастырь Джвари, самый первый в Грузии памятник Всемирного наследия; события лермонтов­ского «Мцыри» происходили именно в этих местах.

…И это только для начала. Потом продолжите, потому что, побывав в Грузии, одной поездкой вы точно не ограничитесь.

 

Фото Галины ЧЕРНОВОЙ и Алены ЧХИРТЛАДЗЕ
↑ Наверх