Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Гараж стал «Крюммель-хаусом»

Историческое здание на Большой Посадской приспособили под бизнес-центр «ЛГТП №1 Б. Посадская ул., 12»

Судьба этого здания висела на волоске с 1990-х годов. В 1994 году Смольным — еще при мэре Анатолии Собчаке — был официально составлен план устранения «серого пояса» Петербурга: производственных зон. В благих целях борьбы за свежий городской воздух. В мае 1996 года правительством Виктора Черномырдина была утверждена Федеральная целевая программа «Сохранение и развитие исторического центра г. Санкт-Петербурга». Заказчиком программы выступило Министерство строительства РФ, разработчиком стало общество «ЛенНИИпроект». В программу вошел перечень предприятий, подлежащих к 2013 году максимум — ликвидации, минимум — выселению из города. Программу отменили в 2002 году, однако дальнейшая ликвидация многих и многих городских предприятий проходила именно по утвержденному заказчиком списку (см. «ВП» №11(24803) за 23 января 2013 «Операция «Ликвидация»).

В Петроградском районе «ЛГТП №1 Б. Посадская ул., 12» шло под номером 13 — в перечне тех предприятий, «принятие решений по которым требует специального рассмотрения». Речь шла об очень привлекательной территории. Сегодня, по прошествии лет, общегородская практика подтвердила, ради чего под предлогом защиты окружающей среды и экологии ликвидировались предприятия: это была борьба не за воздух, а за землю. На освободившихся местах началась уплотнительная застройка исторического центра — под названием его «развития».

Исторический гараж теперь расположен в глубине жилого комплекса

Уникальный экспонат

«ЛГТП №1 Б. Посадская ул., 12» — так назывался в советское время этот автокомплекс на Петроградской стороне: Ленинградский городской таксомоторный парк №1. Таксопарк в квартале между Большой Посадской, Малой Монетной, Дивенской и Певческим переулком возник на базе еще дореволюционного автопредприятия. Его владельцем был Карл Крюммель, это был его второй по счету «автосервис» в Петербурге. Первый, что в Литейной части, в Ковенском переулке, 5, снесли под последующую застройку в 2009 году — под протесты общественности и мнение властей о том, что городу следует развиваться. 

Итак, на Петроградской стороне Карл Крюммель обосновал целое автохозяйство. Сохранилась реклама его фирмы по «абонементному полному обслуживанию автомобилей». Изготовление кузовов, монтаж авто на основе шасси разных марок, паркинг — все было в этом автосервисе. По традиции того времени работники жили по месту службы — здесь был и жилой дом для автомехаников и «шофферов» (в то время и офис писали с двумя «ф», а коридор с двумя «р»). 

В довоенном 1913 году Карл Крюммель успел заказать передовой проект: круглый четырехэтажный гараж с подъемником для экипажей. Проект выполнил студент института гражданских инженеров (ныне СПбГАСУ) А. В. Болотников. Паркинг диаметром 38 метров был примечателен не только своим лифтом — он стал одним из первых монолитных железобетонных сооружений в России и первым в Петербурге. В 2001 году его по этим выдающимся характеристикам внесли в перечень вновь выявленных объектов культурного наследия. 

Сам уникальный экспонат к этому времени уже был «денационализирован» и входил в пятно предстоящей уплотнительной застройки Петроградской стороны. Были тревоги, что его доведут до крайней степени аварийности и снесут (см. «ВП» № 6(24562) за 17 января 2012 «Петроград­скую уплотнят «по-благородному». Что будет при этом с одним из первых многоэтажных паркингов России?»). Однако гараж сохранен, в июле этого года застройщик предъявил его прессе: проинспектировать то, что получилось. 

В холле бизнес-центра оставлена память о гараже: имитация конструкций лифта

Найди отличия

Возведение гаража шло всего четыре месяца, реконструкция заняла три года и шесть месяцев, рассказал прессе о сроках Михаил Петрушко, замдиректора по строительству компании «Северный город». Проектировщиком выступила архитектурная мастерская «Ретро».

В соцсетях профессионалы сейчас обсуждают проект, находя его спорным. У Крюммеля крыша была плоской железобетонной — предназначалась для отдыха, использовалась как солярий. Через сто лет ее заменили на остекленный атриум, подняв высоту здания. Снаружи атриум прикрыт карнизом — чего в оригинальном варианте не было. Плюс появилось цокольное обрамление первого этажа: «классический постулат сталинской неоклассики», как комментируют критики.

Впрочем, Михаил Петрушко заверил журналистов, что все это согласовано с КГИОП — с охранным ведомством Смольного и что отчет тому был предъявлен в 24 томах.

Внутри — сохранено пространство той шахты, в которой был подъем-спуск автомобилей. Теперь это центральный холл бизнес-центра, который окольцован кабинетами. В холле установлена имитация конструкций лифта. Самого лифта, по словам Петрушко, не сохранилось: «Вы же знаете, какие были времена, все растащили», — сослался Михаил Михайлович на практику 1990-х годов.

Памяти Крюммеля

Бизнес-центр назван «Крюммель-хаусом», в его логотипе стоят «1913 — 2015», изображение ретроавтомобиля и набросок здания в современном виде, отличном от выполненного студентом института гражданских инженеров Болотниковым.

Увидеть «Крюммеля» в полном объеме со стороны, с улицы, и прежде было сложно — гараж стоит в глубине квартала. Теперь он в глубине жилого комплекса высотой в восемь этажей.

↑ Наверх