Газета выходит с октября 1917 года Saturday 23 ноября 2024

«Газаневским» выставкам — 40 лет

До 12 апреля в Новом музее (6-я линия В. О., 29) — выставка «Ленинградский андерграунд», приуроченная к 40-летию первых выставок неофициального искусства в ДК Газа (1974) и ДК «Невский» (1975)

Выставка организована Новым музеем и куратором проекта «Авангард на Неве» Исааком Кушниром, на ней представлены 200 работ 97 художников из пятидесяти музейных и частных коллекций.

Сейчас, пройдя по экспозиции, человек, не живший в доперестроечное время и не имеющий специального образования, вряд ли поймет, по какому принципу работы художников собраны вместе, потому что они очень разные. Кто-то следит за проявлениями повседневной жизни, кто-то тяготеет к символам, а кто-то — к абстракции. Традиционная живопись соседствует с необычными техниками. У одних — трагизм, у других — юмор. Так почему же в середине 1970-х даже люди, далекие от искусства, выстраивались в многокилометровые очереди, чтобы увидеть эти работы?

Юрий Галецкий. «Странник». 1981.

Обе ленинградские выставки, в отличие от московской выставки 1974 года в лесопарке Беляево — той самой, «бульдозерной», — были официально разрешены. Правда, к произведениям предъявляли определенные требования, экспозицию курировала специальная комиссия ЛОСХа (Ленинградского отделения официального советского Союза художников), да и некоторые участники в последний момент снимали свои работы, опасаясь последствий. Интересный факт: зрителей запускали в зал небольшими партиями и на короткое время, потом организованно выгоняли. Что можно было рассмотреть и понять? Да почти ничего, кроме одного: то, что показывали, не имело никакого отношения к социалистическому реализму, объявленному официальной пропагандой венцом искусства. Художники, прорвав холст с нарисованным, никого не греющим очагом, пошли дальше — вот ради этого ощущения народ на выставку и шел, его мало где можно было в те годы испытать. Это теперь нам раздвигают рамки сознания все кому не лень...

«Нонконформистское движение не выдвигало политических требований, поэтому у власти не было прямых оснований преследовать инакомыслящих. Главным требованием была свобода художественного творчества и возможность выражать независимое мнение. Но именно этого власть больше всего боялась», — объясняет доктор философских наук Николай Суворов.

По-разному сложилась судьба художников — участников «газаневских» выставок: кто-то уехал из страны, кто-то остался, кто-то прожил короткую жизнь (стрессы, водка, наркотики), кто-то долгую, а некоторые и доныне живы-здоровы — и пришли на открытие. Среди ныне живущих — Анатолий Белкин, Владлен Гаврильчик, Андрей Геннадиев, Валентин Громов, Геннадий Зубков, Михаил Иванов, Юрий Нашивочников, Юлий Рыбаков, Геннадий Устюгов, Олег Фронтинский и многие другие. Пожелаем им долгих творческих лет.

↑ Наверх