Газета выходит с октября 1917 года Thursday 14 декабря 2017

Где не проскачет олень, там проедет мотоцикл

Так, перефразируя великого полководца Суворова, может сказать любой мастер мототриала

«Индор-триал-шоу» в СКК — для многих петербуржцев «хорошо забытое старое». В том числе и для корреспондента «ВП», который полазал по препятствиям и пообщался со своим старым знакомым, дизайнером трассы Бернаром Эстрипо.

Альберто Кабестани продирается через «Кабель».

Месье Бернар, сам в прошлом триалист, уже более четверти века создает искусственные препятствия для индор-триала, а нынешняя трасса у него — 326-я в карьере.

— Вы знаете, в любом триал-шоу присутствует спортивная составляющая. Его участники — действующие спортсмены, и они не просто демонстрируют чудеса техники и смелости, но при этом и соревнуются в мастерстве — чтобы была интрига, которая держит в напряжении зал на протяжении всего шоу, — говорит Бернар Эстрипо. — Поэтому препятствия не отличаются от тех, что я строю для чемпионатов мира. Разве что их поменьше — шесть, а не девять или десять. Зато здесь, как и на соревнованиях, триалисты не имеют права проехать по препятствиям до старта, могут только пройтись по ним пешком».

Не любители катались — спортсмены первой десятки мирового рейтинга! Двоих из них петербуржцы помнят — испанца Адама Рагу, четырехкратного чемпиона мира по индор-триалу и двукратного чемпиона мира в триале «естественном», и его соотечественника Альберто Кабестани, пока еще только подбирающегося к мировому золоту. Впрочем, и другие участники шоу титулами не были обделены: французы Лорис Губиан и Александр Феррер — чемпион мира среди юниоров, а испанец Жерони Фажардо — чемпион Европы.

Так что же им приготовил месье Эстрипо? Для начала — «Колеса». Покрышки от многотонных тягачей или тракторов, сложенные в различных конфигурациях. Затем — «Бурелом». Стволы деревьев, набросанные в живописном беспорядке. Далее «Бетон» — конструкция из колец для колодцев, лестничных маршей и обломков свай, расписанных под античные колонны, «Кабель» — хаос из деревянных катушек для силового кабеля. В конце трассы — «Бассейн», который надо было преодолеть по опущенным в него гранитным глыбам.

Но перед «Бассейном» — самая эффектная конструкция «Трактор». По форме действительно напоминающая гигантский колесный трактор, с кабиной и моторным отсеком. Чтобы пройти это препятствие, триалистам необходимо было буквально запрыгивать на мотоциклах на десятиметровую высоту! Пусть и в несколько этапов. Губиану и Ферреру этого сделать не удалось…

Впрочем, по мнению Бернара Эстрипо, это препятствие, как ни странно, самое простое! Ибо оно довольно широкое, а все прыжки — в одном направлении. То ли дело катушки или бревна! Здесь мотоцикл и его седок болтаются по всем шести степеням свободы, наличествующим в механике твердого тела. Прыжок нередко приходится делать одновременно вперед, вверх, с поворотом, да еще наклоняя корпус в одну сторону, при этом вытягивая ногу в другую — лишь бы удержать равновесие и не дотронуться до препятствия!

И мотоцикл для таких трюков выпускается особый — легкий, 66 — 68 килограммов весом, но мощный — с двигателем в 300 «кубиков». Шесть скоростей в коробке передач — на любые ситуации, которые могут возникнуть при прохождении препятствия. Например, сядет мотоцикл картером двигателя на камень или бетон так, что заднее колесо крутится вхолостую. Но триалисту достаточно сдвинуть мотоцикл вперед, пусть и ценой штрафного балла, — и как только ведущее колесо касается твердой поверхности, оно вытягивает мотоцикл из ловушки!

Вот только чтобы научиться в совершенстве управлять такой техникой, надо на это потратить годы. 25-летний Лорис Губиан, например, сел на свой первый мотоцикл в три года, а в пять лет стал осваивать мотоцикл для триала — да-да, выпускаются такие специальные мотоциклы для детей до семи лет! 

По правилам Международной федерации мототриала страна, принимающая этап чемпионата мира, может выставить на него до двух местных участников. Так вот, по словам Кирилла Карлина, руководившего организацией всех мототриальных событий в Петербурге, перед первым в Петербурге этапом чемпионата мира в 2003 году приехали сюда представители Федерации мотоспорта России, увидели препятствия, почесали в затылке и изрекли: «Российские мотоциклисты через такое проехать не смогут!»

Так что, несмотря на то что публика с энтузиазмом приветствовала победителя — испанца Адама Рагу, этап чемпионата мира в Петербурге пройдет не скоро. Российская федерация мотоспорта пока своей заинтересованности в этом не проявила.

Александр Феррер.

↑ Наверх