Газета выходит с октября 1917 года Thursday 25 апреля 2024

Где учат «убийц на дорогах»?

Пятая часть петербургских автошкол работает без лицензии

Умение водить автомобиль с каждым годом становится все более нужным навыком для жителя мегаполиса. Но перед каждым петербуржцем, твердо решившим получить водительские права честным путем, встает тяжелейший вопрос: куда пойти учиться? Ведь, по данным комитета по образованию, на данный момент в городе действуют 113 автошкол, ведущих работу по 322 адресам. Увы, далеко не все из них в состоянии оказывать качественные образовательные услуги, в чем на собственном опыте убедилась жительница нашего города Дарья.

На одном из многочисленных и популярных сайтов со скидками она обнаружила заманчивое предложение: курс обучения в крупной сети автошкол со скидкой 50% — чуть дороже 10 000 рублей. Девушка «повелась» на предложение. Трудности появились сразу же, еще до начала учебы. Первым делом Дарью перенаправили в автошколу другой компании — без объяснения причин. Причем на сайтах обеих автошкол не было указано, что между ними заключено партнерское соглашение. Потом выяснилось, что 30 часов практики — езды с инструктором на площадке и в городе — это ровно на 20 часов меньше, чем положено по государственной программе обучения.

— Когда я пришла на занятие, выяснилось, что в кабинете, по санитарным нормам рассчитанном на 10 — 12 человек, — рассказывает Дарья, — установлено 20 посадочных мест, а группа стабильно собиралась от 14 до 20 человек. Сидеть и ходить там было очень неудобно. Отсутствовало любое техническое мультимедийное оборудование.

Когда начались сами занятия, выяснилось, что учить будущих водителей будут далеко не так, как положено по государственной программе.

— 11 часов должны были уделить устройству автомобиля, — продолжает Дарья. — Мы его прошли за полтора часа. О каких знаниях тут может идти речь? Это не та программа, на которую я подписывала договор и по которой была согласна заниматься. А потом выяснилось, что у автошколы, в которую меня направили, нет лицензии от комитета по образованию на данный адрес. Они не имеют права проводить занятия в этих классах. Теперь я собираюсь забрать деньги и перейти в другую, хорошую автошколу.

К сожалению, такая ситуация в Петербурге далеко не редкость. По данным члена координационного совета межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» правозащитника Александра Холодова, на 14 октября 2011 года в Петербурге действуют 23 автошколы по 61 адресу (то есть примерно пятая часть всех городских автошкол), не имея на то лицензии.

— В Петербурге только 12 крупных сетевых автошкол имеют лицензию на все заявленные адреса, — рассказывает председатель общественной организации «Транспортное образование нации» Александр Сальников. — Остальные зачастую имеют лицензию только на 1 — 2 адреса, а обучение ведут в десятке точек.

Что же касается всяческих систем скидок, то невозможно дать полный учебный курс без нарушения программы за 10 000 рублей — чисто экономически. Реальные цифры следующие: 50 часов — практика вождения, 106 часов — лекционный курс, в целом обучение должно занимать около двух с половиной месяцев. А стоимость полноценного курса — в районе 30 тысяч рублей.

Пока правозащитники и добросовестные участники рынка предлагают различные варианты решения проблемы — ввести ответственность автошкол за аварийность среди выпускников, создать саморегулируемые организации автошкол и совершенствовать систему лицензирования, — будущим водителям приходится разбираться самостоятельно.

— А самым объективным критерием на данный момент являются отзывы недавних выпускников этой автошколы, — добавляет Александр Холодов.

 

Никита КОЛЕСОВ Рисунок Михаила ЛАРИЧЕВА
↑ Наверх