Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

«Где встретимся, пока не знаю — в слезах бумага и перо...»

30 августа на 80-м году жизни скончался народный артист России Игорь Кваша

4 сентября, великого артиста, 55 лет прослужившего на сцене театра «Современник», снявшегося в десятках фильмов, а в последнее время бывшего еще бессменным ведущим телепрограммы «Жди меня», похоронят на Троекуровском кладбище.


«Но знай, Андрей, что «Фигаро» не будет никогда старо, его еще мы вместе доиграем. Где встретимся, пока не знаю — в слезах бумага и перо…» Эта блистательная, как всегда, эпи­грамма Валентина Гафта прозвучала 8 марта 2012 года в Антрепризе имени Андрея Миронова. Уже который год Рудольф Фурманов в дни рождения знаменитого артиста собирает талантливую молодежь и старую гвардию советских звезд на вручение премии «Фигаро». В тот день из великих собрались Людмила Чурсина, Василий Лановой, Олег Басилашвили и Игорь Кваша. Он получил премию — фарфоровую статуэтку Андрея Миронова в костюме Фигаро и был счастлив, как ребенок, как будто это первая его награда, а не сто первая. Кто бы мог подумать, что последняя?

Он пришел в знаменитый «Современник» в 1956-м, в очень удачное, как потом напишут, время, став вместе с Ефремовым, Евстигнеевым и Табаковым основоположником и одним из главных актеров, без которых этот театр невозможен. «В жизни я многое пропустил и многое упустил, — говорил Игорь Кваша. — Но одно у меня есть, то, что меня греет: это то, что мы сделали этот театр».

Роли в кино он выбирал тщательно, не желая, подобно Раневской, «плевать в вечность», сниматься в подделках. Одна из последних работ Игоря Кваши — чтение за кадром великого булгаковского текста в «Белой гвардии», показанной недавно на Первом канале. Читает он спокойно, без надрыва и пафоса, но порой от этого мурашки идут по коже. Словно мы слышим голос самого Михаила Афанасьевича, оплакивающего гибель России.

Иосифа Сталина Кваша блистательно сыграл сразу в нескольких сериалах. Но самым выразительным многие считают образ Сталина, созданный артистом в проекте телеканала «Россия» «В круге первом».

Мы начали текст с воспоминаний о вручении Игорю Кваше премии Фигаро. Когда он получал статуэтку, у него были слезы на глазах. Ведь с Андреем Мироновым его связывали долгие годы дружбы и творчества. Их дуэты были захватывающими, сравнить можно, пожалуй, только с дуэтом Михаила Ульянова и Евгения Евстигнеева в булгаковском же «Беге» или Вячеслава Тихонова и Леонида Броневого в «Семнадцати мгновениях весны». Это и глубокое психологическое проникновение в образ, и невероятное, на уровне интуиции, понимание партнера, и захватывающий аттракцион. Это, конечно, и совместная работа в «Соломенной шляпке», где Кваша сыграл потрясающего служаку — лейтенанта Тавернье. С Андреем Мироновым они будут играть и во всенародно любимом «Человеке с бульвара Капуцинов», где Кваша воплотит образ пастора — коварного, в лучших традициях изощренного злодея.

А как он сыграл Бургомистра в «Том самом Мюнхгаузене» Марка Захарова! Ему удалось выразить невыразимое — «благородное предательство», предательство со слезами на глазах. Наверное, только в нашей стране, где писали доносы на самых близких, потому что обстоятельства не оставляли выбора, а потом мучились всю жизнь, можно было сыграть так, как это сделал Кваша.

В последние годы Игорь Кваша неожиданно стал телеведущим — вел на Первом канале программу «Жди меня». К чужому горю Игорь Владимирович относился с неподдельным переживанием и искренностью, пропуская через свое сердце невероятное количество трагедий и драм совершенно посторонних ему людей.

Сергей Юрский считает роль ведущего в программе «Жди меня» необычайно важной для Кваши. «Это еще один Кваша для миллионов людей — человек, который вел передачу поиска пропавших людей. Кваша искренне добросердечный и участвующий в бесконечной благотворительной телевизионной акции, требующей сильнейших эмоций», — говорит Юрский.

«Живешь, живешь, и все кажется, что все еще впереди, — сказал однажды Игорь Кваша. — Но потом понимаешь, что жизнь уже ближе к концу. Но пока ты помнишь, пока ты можешь что-то вспомнить — надо это вспоминать и помнить».

↑ Наверх