Газета выходит с октября 1917 года Friday 29 марта 2024

Гений места вряд ли поможет оплатить аренду

Судебная тяжба между руководством «Книжной лавки писателей» и Смольным продолжается

«Помните начавшуюся еще летом историю об изгнании нашей «Лавки» с ее исторического места и взыскании баснословного долга в 56 миллионов рублей?  Сегодня состоялось итоговое заседание суда по этому делу, которое мы выиграли!» — дирекция «Книжной лавки писателей» разместила это сообщение на своей страничке в одной из социальных сетей 13 февраля.

«Книжная лавка писателей» — это не только магазин, но и клуб литераторов.

Напомним, что речь идет об иске КУГИ о взыскании с руководства магазина за аренду помещения многомиллионного долга. Руководство «Книжной лавки писателей» подало в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области встречный иск, отстаивая свое право на льготную аренду. И суд признал, что ООО «Санкт-Петербургская книжная лавка — клуб писателей Литературного фонда» может снимать помещения магазина по сниженной цене, поскольку является организацией, осуществляющей социальную деятельность.

Инстанция вынесла решение, которое обязует городской комитет по печати выписать подтверждение об осуществлении магазином социально значимого вида деятельности. Кроме того, ведомство должно оплатить судебные расходы заявителя.

Но праздновать победу руководству «Лавки» пока рано. Поскольку, как стало известно, Смольный собирается опротестовать решение суда. 

Напомним, что тяжба между городским руководством и «Книжной лавкой писателей» длится с лета 2013 года. Формальным поводом стало то, что книжный магазин не предоставил в комитет по печати документы, подтверждающие право на льготную аренду. Да, упущение. Но ведь можно было потребовать от руководства книжного магазина представить документы, а не устраивать судебное разбирательство.

Книжная лавка писателей, как теперь говорят, — культовое место. А в прежние времена говорили о «гении места» — «genius  loci» (этот термин, в частности, употреблял знаменитый писатель Николай Анциферов в своей книге «Душа Петербурга»). 

Когда в Северной столице составляли «Красную книгу», в которую заносили памятные, любимые многими поколениями жителей места в городе, вспомнили и о «гении места», имея в виду их особую ауру, если хотите, «намоленность».

Писательская лавка, которая в этом году отметит 80-летие со дня своего основания, была занесена в эту книгу наряду со знаменитой пышечной на Большой Конюшенной, Елисеевским магазином, аптекой Пеля на Васильевском, кондитер­ской «Север»…

Занесенные в «Красную книгу» культурные объекты по идее не должны ни в коем случае перепрофилироваться. Однако, как оказалось, это требование легко обойти. К примеру, один книжный магазин, существовавший в городе многие годы, превратился в модное многоэтажное заведение с уютными кафе и ресторанчиками, сидя в которых можно любоваться красотами Невского проспекта. Но! На одном из этажей там есть небольшой уголок, где действительно продают книги по искусству и моде. Таким образом, формально нарушений нет — были книги и остались книги.

Что же стоит за длительной тяжбой городских властей (судебные издержки, как вы понимаете, оплачиваются деньгами налогоплательщиков, то есть нас с вами)? Не хочется верить слухам, что «золотому» месту, которое занимает книжный магазин, кто-то хочет найти лучшее с коммерческой точки зрения применение. Обидно было бы, если б через несколько лет на месте старейшего книжного магазина и писательского клуба появился очередной бутик или ресторан. Разве на Невском больше негде выпить кофе, съесть пиццу или предаться шопоголии?

Смольный обосновывает свои претензии к «Лавке» тем, что, согласно результатам проверки, часть помещения сдана в субаренду. Для того же, чтобы претендовать на льготную аренду, социально значимая продукция (в данном случае книги) должна занимать не менее 70% площади. 

Петербургские же писатели хотели бы, чтоб «Книжная лавка» вновь вернулась в ведение литературных организаций города. Вот что сказал в беседе с корреспондентом «ВП» председатель Союза писателей Валерий Попов:

— «Лавка» снова должна стать уютным домом для писателей. Мы видели столько счастья в этом доме, видели свои книги, встречались с читателями, отмечали юбилеи. Теперь идет вот эта долгая тяжба, возникшая из-за резкой смены руководства «Лавки», которая произошла без нашего ведома. Существовать «Лавка писателей» обязательно должна, но вот эта обстановка напряженной борьбы, которая там вспыхнула, нас, конечно, отпугивает от этого места. И пока мы не можем сказать, что напряженность закончилась. Поэтому мы ждем, когда снова в этом здании установится дружеская среда. В частности мы не вникаем, мы просто хотим, чтобы там было спокойно, уютно и «неподсудно».

Невозможно представить в этом месте модный бутик вместо стеллажей с книгами.

↑ Наверх