Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Георгий Полтавченко: Растения напоминают нам, насколько хрупка природа

До 16 июня в Михайловском саду Русского музея проходит VI Международный фестиваль «Императорские сады России». Корреспонденты «ВП» посетили мероприятие

Для того чтобы приобщиться к этой красоте, нужно заплатить 200 рублей за входной билет (все льготы, действительные при покупке билетов в Русский музей, сохраняются). Посмотреть есть на что: почти 30 композиций ландшафтных дизайнеров со всего света, принявших участие в традиционной выставке-конкурсе, которая в этом году проходит под девизом «Плантомания», что означает «одержимость растениями» и созвучно популярному в XVIII веке призыву Жан-Жака Руссо «Назад к природе».

Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко и директор Русского музея Владимир Гусев приветствуют вдову композитора Андрея Петрова Наталью Ефимовну.


Черешня в придачу

В саду прогуливаются приглашенные, попадаются дамы в причудливых шляпках, но их, к сожалению, не много.

Прямо у входа проходит раздача кулечков с черешней. Щедрость проявили организаторы известного московского фестиваля «Черешневый лес», в чем-то родственного «Императорским садам».

Народ, поначалу робко взирающий на черешню, узнав, что угощение бесплатное, с благодарностью расхватывает пакетики. Погожий июньский денек, свежий ветерок, шелест листвы, пение птиц да еще черешня — полная иллюзия пикника на лоне природы. Прямо у входа на газоне замечаем порхающих бабочек громадных размеров. Это «Долина бабочек» от творческого объединения «Четыре стихии». Узнаем, что бабочки расписаны вручную художниками разных направлений. Художница, которая наводит на бабочку с собственным портретом последний лоск, шарахается от нацеленных на нее камеры и диктофона: «Не обижайтесь, пожалуйста, но я ничего не могу вам рассказать сейчас! Я всю ночь не спала, готовила бабочку к открытию!»

Зато невеста и жених, сидящие на скамеечке рядом со столом, задрапированным чем-то нежно-лиловым, лавандовым, фиалковым, кажутся вполне выспавшимися. Татьяна и Виталий представляют проект «Экологическая свадьба». Почти все, что мы видим, рассказывают молодые люди, выполнено из натуральных, экологически чистых материалов. Кроме платья невесты, в котором без синтетики не обошлось. Кстати, свадебные церемонии, проводимые не в душных прокуренных ресторанах и кафе, а на лоне природы, столь популярные в Европе и США, становятся все более модными и в России. Пожелав счастья новобрачным, отправляемся дальше.

Татьяна и Виталий представляют проект «Экологическая свадьба».

Лабиринты истории

Самый сильный, на мой взгляд, проект принадлежит Артему Паршину. Он посвящен 400-летию дома Романовых, заявленному как главная тема фестиваля.

Над аллеей сада перекинуты арки, олицетворяющие четыре века династии Романовых и русской истории. Собственно, реальное существование венценосной династии длилось лишь три века. Рядом с арками — список царствующих особ. В XX столетии — лишь один, последний император России Николай Второй. По бокам от аллеи — лабиринты, символизирующие непредсказуемость и извилистость хода истории и человеческих судеб. Один из лабиринтов выполнен из кустов с багряной листвой, ведь в истории России было много крови, страданий и жестокости. Вся композиция вписана в круг-циферблат. Описывают круг стрелки часов. Очерчен круг, переступить через который никто не вправе.

В сравнении с этой философской инсталляцией другие композиции на тему Романовых проигрывают, представляя лишь былой блеск и роскошь императорского двора, равного которому не было в Европе. Это — созданная из цветов императорская корона, презентованная на фестивале управлением садового хозяйства Петербурга, и «Яйцо Фаберже», выполненное немецким ландшафтным архитектором Удо Дагенбахом.

Ни одна посетительница не может пройти мимо композиции «Прогулка перед балом». Карета, увитая цветами, и платье из живых цветов, — реверанс перед знаменитым модельером конца XIX — начала XX веков Надеждой Ламановой, в ателье которой шили платья для императриц и высшей аристократии.

«А вы, друзья, как ни садитесь, Всё в музыканты не годитесь!»

Смотреть на ландшафтные композиции интересно, но еще более увлекательно наблюдать за посетителями выставки. Вот острый глаз вечёркинского фотокора замечает полицейского, позирующего в обнимку с какой-то фигурой, созданной из живого куста. Эх, жаль, не успеваем добежать и сделать кадр! Когда подошли, стражи порядка уже вернулись к своим обязанностям, и нам остается лишь созерцать четыре «скульптуры» из листвы: Осел, Козел, проказница-Мартышка и косолапый Мишка — знаменитый квартет из басни Крылова.

Идем дальше по аллее, и вдруг, словно из-под земли, возникает стремительно несущаяся к выходу свита во главе с губернатором Полтавченко. Он только что принял участие в торжественной церемонии открытия фестиваля, произнеся проникновенную речь о том, как хрупка природа и как мы должны ее беречь, и вот мчится уже дальше, по делам.

Впрочем, при желании время полюбоваться природой могут найти и высокопоставленные чиновники. Вот, например, председатель комитета по культуре Петербурга Василий Панкратов прогуливается по саду, причем совершенно один, без свиты и без охраны.

Встреченный чуть позже консул одной великой державы торопится, но уделяет время для того, чтобы сказать корреспондентам «Вечёрки» несколько слов: «Я рад, что в России все больше людей, которые хотят сажать на своих дачах не картошку, а цветы!»

Рядом с каретой и бальным платьем «от Ламановой» красуется павлин.

А стаканы таки тырили…

Возле садового фасада Михайловского дворца, где только что отзвучали приветственные речи, дефилируют странноватые девушки в облегающих платьях-чехлах, с расписанными красками лицами и причудливыми конструкциями на головах, до которых не додумался бы даже знаменитый дизайнер головных уборов Филипп Трейси (а он ведь прозван Безумным Шляпником!). Девушки-растения представляют проект Натальи Овсянниковой «Плантофрения». От мужчин, желающих сфотографироваться с ожившими экзотическими растениями — кактусом, лианой, агавой, — нет отбоя.

Фестиваль, как мы уже говорили, международный, и один из участников приехал аж из Бразилии. Композиция «Киломбо» в виде окруженной пальмами хижины — совместная работа известного бразильского архитектора Синезио Фелисиано Песаньи и ландшафтного ателье «Сакура».

Пальмы под северным небом — конечно, экзотика. Но наибольшее внимание посетителей достается не бразильской диковинке, а автомату по продаже газированной воды, который кажется видением из прошлого. Столпившийся народ, разглядывая чудо из советских времен, бурно вспоминает молодость:

— Помните, на Невском сколько таких автоматов стояло!

— Да, и газировка стоила несколько копеек! И граненые стаканы никто не тырил! Сегодня бы они, небось, долго не простояли!

Гостей фестиваля угощали черешней.

— Почему никто не тырил? — вмешивается вдруг в ностальгический диалог пожилой мужчина. — Мы иногда с друзьями заимствовали, когда выпить хотелось, а тары под рукой не было!..

Глядя на его интеллигентнейшее лицо, сложно поверить в это, но каких только глупостей не делают люди по молодости...

Приобщаемся к воспоминаниям о советском прошлом и мы. И понимаем, что автомат наш — лишь с виду старинный. На самом деле — компьютеризированный. Нажимаешь на выбранный сорт газировки, опускаешь 15 копеек (за простую) или 25 (с сиропом) — и на экране появляется надпись: «Подождите, пожалуйста!» Потом выскакивает одноразовый пластиковый стаканчик (граненые поставить все-таки не решились) с выбранным напитком.

По традиции организаторы фестиваля подготовили интересную культурно-развлекательную программу. Так, 12 июня, в День России, в Михайловском саду будет играть камерный ансамбль Большого симфонического оркестра имени Чайковского. Во время фестиваля проводятся экскурсии. А для тех, кто не любит ходить за гидом в толпе, предлагаются аудиоэкскурсии. Кроме того, все ландшафтные композиции снабжены QR-кодами, по которым с помощью мобильного телефона можно получить подробную информацию о проекте, его участниках, растениях.

Фрагмент композиции «Долина бабочек».

↑ Наверх