Газета выходит с октября 1917 года Monday 6 мая 2024

Георгий Штиль: Я видел то время, когда культура переживала свой взлет. Сейчас же она опущена ниже плинтуса

Вчера ведущему актеру БДТ Георгию Штилю исполнилось 80 лет

В канун юбилея «Вечерний Петербург» встретился с актером, но разговор получился не совсем праздничным: проблемы, накопившиеся в сфере культуры нашей страны, не дают народному артисту России покоя: человек, отдавший театру полвека своей жизни, глубоко переживает за души своих соотечественников, беспрестанно подвергающихся тлетворному влиянию так называемого «шоу-бизнеса по-русски».

 

 

Сейчас культура опущена ниже плинтуса
— В чем заключается секрет вашего творческого долголетия?
— Да я даже и не знаю… Есть великие актеры, сделавшие в своей жизни не меньше, чем я, — это и Владимир Высоцкий, и Булат Окуджава, они еще больше работали, больше сил вложили. Или как сейчас работает на износ Сергей Безруков… Думаю, здесь дело и в теле, и в духе. Мне в жизни вообще повезло: ребенком я четыре года провел в эвакуации, ел хорошую пищу. А потом — техникум физкультуры, занимался спортом, и так повелось, что спорт был со мною всю жизнь. Уже поступив в театр, я играл за его команду и в футбол, и в большой теннис. Вообще нагрузки тогда были большие: 35 спектаклей в месяц! А между спектаклями — съемки! Я, конечно, не хвастун, но за пятьдесят лет творческой деятельности у меня получилось сняться в двух сотнях фильмов. Как это вышло — непонятно, но приятно осознавать. Правда, я никогда не был в отпуске. И во многих картинах снимался бесплатно! 

— У вас поразительный творческий путь! Понятно, что сфера культуры меняется, но как вам кажется — в какую сторону?
— Посмотрите вокруг: такого явления, как «эстрада», более не существует; Ленинградского телевидения в том виде и прославленном формате вещания — нет; Ленинградского радио — больше никогда не будет. Ленинградское телевидение в бытность его директором Б. М. Фирсова было лучшим в стране, а то и в мире: тут вам и телеспектакли, и мюзиклы — было вообще все! А теперь что? Артистов приглашают «поговорить на камеру». Больше ничего. Я счастлив, что застал эпоху расцвета, другой такой я больше не видел.

— Как вам кажется, «дышит» ли наш кинематограф?

— Не нужно быть каким-то провидцем, чтобы переживать за будущее нашего кинематографа! Вы просто поймите, что за последнее время ни одного действительно стоящего НАШЕГО фильма не вышло. А все почему? Потому, что руководят этими процессами «михалковы» и «бондарчуки»: они киноиндустрию тянут назад. У нас ни хорошего кино, ни эстрадной песни не будет, пока существуют монополии, пока вместо искусства на нас льют какие-то помои, муть, заставляют смотреть как «сильные мира сего» женятся и по двадцать раз «уходят на пенсию». И как ни включишь телевизор, так тебе то Собчак несет какой-то пошлый бред, то балерина предлагает в одно место поцеловать! Что за неуважение к человеку? Где таланты? Где искренние чувства? Я не хочу верить, что мы станем когда-нибудь тем стадом, за которое нас уже держат.

— Но, может, есть все же какие-то яркие примеры истинного искусства, которые вас поразили за последнее время?
— Первая действительно яркая передача за десять лет — это «Болеро». Вот это таланты! Смотришь на них и даже завидуешь мастерству этих артистов. Да, это балет, но балет невозможен без актерского мастерства. И тут же, на параллельном канале, — какой-то худший вид самодеятельности: Киркоров «поет оперу». Это отвратительно, что горстка бесталанных типов все захватила. Это очень обидно. Недавно было девяностолетие Людмилы Макаровой, и там пел Владимир Галузин, потрясающий тенор Мариинского театра. По моему лицу текли слезы. Он известен во всем мире. Именно он достоин быть звездой номер один для России, почему же мы так мало знаем о нем? Почему мы не слышим его восхитительный голос с экрана? Зато везде только мат да недоразвитые вроде Зверева. Вот люди скажут, что я старый, что я консерватор. Дело не в этом! Просто я видел то время, когда культура переживала свой взлет. Сейчас же она опущена ниже плинтуса.

— Недавно мне довелось посетить фестиваль гитарного джаза. Там играли отличные музыканты — но они не востребованы, если только в рамках своего маленького сообщества… Почему Россия не может узнать о своих талантах?
— Да, есть шикарные музыканты! И ваши слова доказывают мою правоту. Те, кто может, — бегут, остальные, как вы правильно говорите, сидят в своих клубах, и ужас в том, что им оттуда не выйти! И о них народ никогда не узнает. Их к нему не пустят. Это никому не выгодно. Зато все знают Ксюшу Собчак и ее гору туфель, которую она демонстрировала еще в девяностые, когда люди чуть ли не мерли с голоду, а каждого десятого ждала пуля в подворотне! Это был пир во время чумы.


Театр в таком же состоянии, как вся наша страна
— Хочется верить, что театр будет жить! Но стоит ли надеяться на «помощь сверху»?
— Скажу честно: я не любитель коммунистического строя, я считаю, что частная собственность — основа человеческой жизни. Но! Но даже в то время не было такого, чтобы к нам в театр не приходили обкомовские или райкомовские работники. А вы спросите нашего президента, какой он последний посмотрел спектакль? Где он сказал хотя бы слово о культуре? У него же должны быть какие-то вкусы? Представьте ситуацию: Обама отправил своего сына учиться в Россию. Через 24 часа Обамы, как президента США, не будет! Ему объявят импичмент. Потому что мы — как рассадник инфекции бескультурья. Во всем. Это только у нас возможна ситуация, когда коммунальные службы могли ждать отмашки главы города — «убирать снег или нет?». В Финляндии почему-то таких вопросов не возникает: снег просто убирают. Думаю, я ответил на ваш вопрос.

— Как же бороться за культуру?
— Знаете, как нашу страну когда-то назвал Рейган? Империей зла! А знаете почему? Встаешь с утра: горячей воды нет, только холодная. Уже начинаешь злиться. Сосульки за окном с метр. Снова зло! И злость у людей накапливается… А процесс этот не бесконечен. И поэтому очень бы не хотелось, чтобы что-то нехорошее произошло. Посмотрите на Сибирь: там добрейшие люди! А сидят в нищете — фермерских хозяйств-то нет! Зато морковка у нас из Южной Африки, помидоры — из Турции, огурцы — оттуда же. И мы травим всем этим своих детей. Конечно, по сравнению с девяностыми жить лучше стали, но та же Корея за десять лет достигла большего! Я не политик — просто видел жизнь, ездил много по стране. Разбазарено все. И вы спрашиваете меня про культуру! Театр в таком же состоянии, как и вся наша страна. Увы. На нас закрыли глаза, а мы — театр — может, последнее настоящее, неподдельное, что осталось у нашего народа.


11 марта в Малом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича состоится праздничный вечер в честь Георгия Штиля, инициированный БДТ им. Г. А. Товстоногова и давним партнером театра — Ленинградским оптико-механическим объединением (ЛОМО).
В вечере примут участие актеры БДТ, коллеги и друзья артиста.

↑ Наверх