Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Героиней можно стать и в 20 лет

Это доказывает благородная и современная красавица Елизавета МАРЧЕНКО, которая пришла в «Вечёрку» на чашку чая

 

Знакомьтесь, Елизавета Марченко — девушка с активной жизненной позицией. В 25 лет она — мама двоих детей. Руководит созданной ею же Межрегиональной общественной организацией танца на пилоне и фитнеса, активно продвигая это новое для Питера танцевальное направление акробатики, и состоит в общественной организации по розыску пропавших. Наконец — сколь ни избито звучит — патриот: занимается темой Великой Отечественной войны. Марченко в 2009-м в Острове (город в Псковской области) поставила театрализованное представление, приуроченное к 65-летию его освобождения от немецко-фашистских захватчиков. Изучила там армейские архивы, в которых раскопала много интересного. И удостоилась благодарности от городской администрации.

Вечёркинцы забросали гостью вопросами.

 

 

Ленинградцы оставили в Острове след

 

— Елизавета, ваш искренний интерес к теме Великой Отечественной войны — очень приятная неожиданность…
— Для меня было принципиально обратиться к теме Великой Отечественной войны. Но о блокаде Ленинграда многое изучено и еще больше рассказано. Поэтому искала темы, про которые мало кто знает. В сражениях за Остров оставили свой след и наши земляки. А его защитники отличились позже и на Ленинградском фронте. Близ Острова у нас в деревне дом, и мы там с мужем отдыхаем. Я не поленилась покопаться в архивах, в библиотеках. И в результате в городской администрации удивились тому, что удалось обнаружить: о некоторых нюансах не помнили и ветераны.

— Расскажите поподробнее…
— В Острове размещался аэродром. Именно над этим городом на Ленинград­ском фронте состоялся первый воздушный таран. Потом, когда Остров уже захватили, летчиков перебазировали в Ленинград, на Комендантский аэродром. И они защищали балтийское небо. Я эти эпизоды обыграла в постановке. Или вспомним Клавдию Назарову, которой там установили памятник. Оказалось, что она училась в нашем Университете физкультуры имени П. Ф. Лесгафта. Правда, лишь на первом курсе, с которого ушла на фронт. И приняла активное участие в местном партизанском движении. Оно было необычайно развито. Потому что через Остров проходили железнодорожные пути, соединявшие блокадный Ленинград с Псковской областью — худо-бедно партизаны направляли к нам хлеб. И нужно было защищать эту дорогу, устраивать различные диверсии. Погибло много комсомольцев. Разыскала я могилу такого защитника Острова, как Тарас Рымар. Сам он с Украины или из Белоруссии, но похоронен именно там. Рымар участвовал в освобождении города и влюбился в его символ — цепные мосты. Фрицы, отступая, собирались было их взорвать. Но Тарас застрелил фашистского подрывника, и мост уцелел. Разрушили враги только один его пролет. И когда Рымар оттуда уходил, то заявил: «Хочу быть похороненным здесь». Он погиб. Благодарные жители нашли его тело и выполнили волю героя.

Фрагмент театрализованного представления на площади в Острове.

— Как родилась идея постановки? Что именно из вышеупомянутого нашло в ней отражение, в каком историческом ракурсе?
— Это было театрализованное представление на площади. Я хотела защищаться в университете именно на тему Великой Отечественной войны — она интересная, трогательная и нужная. И документов много. Но в Питере поддержки не нашла. А в Острове, откуда мой муж родом, в 2009 году праздновалось 65-летие освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Мы сделали несколько эпизодов. Начало войны. Подвиги летчиков — показывались они образно: мы даже строили пирамиды из «самолетов». Оккупация города. Движение подпольщиков и партизан. Герои: Клавдия Назарова, портрет которой висит ныне в Университете спорта и здоровья имени Лесгафта, Тарас Рымар. Освобождение — в июле 1944-го. Тарасу, что тоже не многим сегодня известно, было в тот момент всего-то 20 лет. Ветераны местные, помню, растрогались, даже расплакались. И солдаты, которые не успевали толком переодеваться на жаре, активно включились в работу. В форме своей, в касках, мокрые все. Но переживали, спрашивали: «Лиза, у нас получается? А что нам еще делать?»

 

— Сложно шли переговоры с администрацией области и командованием расположенных под Островом воинских частей о предоставлении людей для массовки?
— Сложно это только в родном Питере. Похоже, никому тут ничего не нужно, даже постановки о войне: перед тобой закрывают все двери. А в Острове люди другие — позитивные, контактные. А когда они узнали, что режиссер-постановщик бесплатно приедет работать, быстро организовали массовку — дали солдат из войсковой части. Солдаты тоже обрадовались: я им «пробила» увольнительные на время репетиций. Их, кстати, сразу очень много стало. А потом, когда мы им купили мороженое, вовсе пришли в полный восторг. Тренировались солдаты активно — кто-то из них, оказалось, пел или танцевал, а кто-то акробатикой занимался. Мы для армейцев сами пошили костюмы и флаги.

Солдаты с воодушевлением втянулись в постановку.

— А кто играл фашистов? Солдаты, небось, вопили, дескать, не хочу быть немцем?
— Наоборот, все вышло замечательно. Даже забавно. Среди солдат, которых отрядили в «наших», оказался один юноша маленького роста, 1 метр 55 сантиметров наверное, да к тому же с немецкой фамилией. Он, кстати, классно танцевал — солировал. Но остальные «наши» возмущались: «Среди нас шпион завелся». Мы этого парня отряжали к «немцам» — но «фашисты» были парни все как на подбор, «арийского» телосложения, и он в состав не вписывался. Пришлось «назначить» его барабанщиком. ...Курьезов и нелепых случаев, к слову, хватало. Лето. Жуткая жара. Сводная репетиция перед праздником должна была состояться на площади. Мы ждем автобус с солдатами, еле живые, мокрые от пота — гадаем, когда же приедет. Вдруг подъезжает рейсовый автобус, и оттуда выгружают наших «актеров» — солдат. В немецкой форме, в касках, с автоматами. А в том автобусе — бабулечки с котомками, с цветами. Понемногу приходят в себя. Оказалось, что армейский транспорт поломался, и солдаты пересели в рейсовый.

 

— Современный Остров — городок провинциальный. Чем он интересен и как там устроена жизнь?
— Там интересно. Сохранилась школа имени Павлика Морозова, и памятник ему возле нее по-прежнему стоит. И везде монументы Владимиру Ульянову-Ленину. Никто скульптуры в память о вожде не сносит. Уцелел и цепной мост. Сам город очень чистый. Не думаю, что люди не сорят, — скорее всего убирают. Там ведь живет много прибалтов. А у могил солдат всегда живые цветы — каждый день кто-то приносит. Молодые тоже.

— ...Неужели в Петербурге — городе, который пережил блокаду, тема войны волнует людей меньше, чем в Острове?
— Ну, в Питере, насколько я заметила, люди не только не стараются помочь друг другу, но еще и мешают. Зато войну и ужасы показывают в телевизоре — стреляют, «бабахают». Это вредно моим детям. Помню, я смотрела новости на кухне, не заметила, как начался какой-то фильм. А моя «мелкая» лежала рядом (дочери Елизаветы Марченко Полине 7 месяцев). И вдруг Полечка как заорет, заверещит, глаза — полные ужаса... Гляжу: а в телевизоре мужик с ножом вздумал кого-то резать и кровь рекой льется. Я быстро выключила телик, но дочь было не успокоить! Лучше пусть хороший добрый мультик по компьютеру смотрит. Кстати, Ярослав, мой старший ребенок, вместо «Маша и медведи» произносит: «Где дети?» Забавно.

 

Пилонный танец — это спорт, притом красивый

 

— Обычно в вашем возрасте российские красавицы карьеру выбирают. Но вы, Елизавета, уже мама двух детей, причем работающая мама…
— Конечно, я довольна. Работаю мамой. Впрочем, я активный «энерджайзер». Тренирую пилонисток, состою в общественной организации по розыску пропавших детей, организую чемпионаты по танцам у шеста, даю мастер-классы. И еще ночами разрабатываю сайты — делаю дизайн: с 11 вечера и до 5 утра. А дети не дают мне спать. Младшая просыпается, я кормлю ее смесью. Старший, когда хотел пить, говорил смешно: «Бить!» Мы не могли понять, кто ж его так научил.

— Но почему непременно пилон? Неужели ныне танцы у шеста настолько современной девушке подходят?
— Во-первых, красиво. Во-вторых, пилонный танец синтезирует в себе множество направлений — мы берем что-то из художественной и спортивной гимнастики, балета, акробатики, циркового искусства. За границей в каждом фитнес-клубе часть занятий проводится у шеста. Даже в швейцарской опере сейчас стоит пилон. Меня, к примеру, привлекла работа на высоте — чувствовала себя птицей в полете. Я в свое время в цирке занималась эквилибром на тростях.

Изначально пилон появился в Китае. Это был шест, при помощи которого солдаты обучались боевым искусствам: прыгать с одного на другой. И еще в Индии существовала йога маллакхамб, на столбе, которой мальчиков чуть ли не с младенчества обучали. Я сама видела ролики, где крохи, не умеющие даже ходить, взгромождались на столб. Есть цирковые акробаты в Цирке дю Солей, только у них шест прорезиненный, и они на нем выступают в одежде — за счет костюма могут лучше обеспечить себе «сцепку» со снарядом.

— И как же тренеры китайских «самураев» к стриптизершам попали?
— Не знаю. У меня есть версия. Раньше цирк существовал для взрослых. В его программу соответственно входили и стриптиз, и кабаре, и приват-танцы. Но затем решили: цирк — он для детей. И кабаре со стриптизершами, как и зверей, оттуда убрали. Да и спортивное направление Pole Dance внезапно в мире появилось. В Нидерландах некий господин Джон Беннер заявил в 2005-м: «Это спорт». И начал проводить в Голландии соревнования, на которые приглашал участниц разных стран. Я дебютировала на европейском чемпионате в 2008 году и заняла 5-е место, что было очень даже здорово.

Елизавета Марченко владеет авторским пилонным трюком. Называется «Радуга Марченко». На турнирах идет на ура.

— Однако спортом в мире танец на пилоне пока не признали?
— Нет еще. Только в Киргизии его включили в реестр видов спорта, хотя им занималась там всего одна девушка. Как ей удалось, неясно. Видимо, во время революции. В этом году в июле, в дни Олимпиады в Лондоне, ожидается историческое событие: должен состояться «тестовый» мировой чемпионат по Pole Dance.

 

— Сколько студий танцев на пилоне появилось в Питере?
— За последние два года примерно 15. Но не хватает классных тренеров, инструкторов, особенно по трюкам. Из-за этого многие девочки «ломаются». У одной такой «наставницы» покалечились в студии сразу две ученицы: одна сломала шею, а другая — руку. Да и непонимания со стороны людей хватает. Когда мы только начинали, в 2008 году, зрители, собравшиеся на турнир, кричали: «Сиськи давай!» Ушли из зала разочарованными. Они-то думали: чемпионат по раздеванию — о, супер! А попали на красивый танец в «нефривольном» облачении. Случалось, и некоторые «спортсменки» начинали было раздеваться в танце у шеста. И удивлялись дисквалификации. Нам сложно: вечно называют спортивным стриптизом. И телевизионщики постоянно вырезают из сюжетов наши трюки. Зато на одном питерском телеканале дали комментарий сексолога, который объяснил, почему девушки идут в Pole Dance, — из-за «фаллической», дескать, символики шеста...

— Но ведь похоже на стриптиз?
— Да не похоже это на стриптиз! У человека, который смотрит наши соревнования, даже мысли такой не возникает. Срывы по пилону вниз с 5-метровой высоты и остановка у самого пола — это же трюк, и умопомрачительный. Я, когда сама работаю, не боюсь. А вот когда сужу соревнования, мне страшно. Это сложная работа.

— А сколько времени надо тренироваться, чтобы ловко взгромоздиться на пилон?
— Достаточно три раза в неделю по часу занятий. Ну и еще заниматься растяжкой и хореографией. Но это, по-моему, интереснее, чем 20 раз в тренажерном зале «качаться». За пару месяцев занятий по два-три раза в неделю женщины скидывают по пять — десять килограммов, приобретают рельеф мышц. Это весело и интересно.

— В этом году в Питере состоится международный чемпионат по спортивному танцу на пилоне, который приурочен к Дню города. Что интересного мы там увидим?
— Да, проведем турнир 26 — 27 мая. На нем выступят Алиса Плескова из Израиля, представители стран СНГ и Европы. Пригласим их на белые ночи, покажем праздничный город. Место проведения чемпионата, правда, до сих пор не выбрано — аренда дорогая: неплохой спорткомплекс стоит 150 тысяч рублей в сутки. В рамках программы будут мастер-классы по хип-хопу, танцам живота, Pole Dance. Важно, чтобы зрители увидели: пилонный танец — это спорт, притом красивый. Это танцевальная акробатика со спортивным уклоном.

 

Фото Натальи ЧАЙКИ и из личного архива Елизаветы МАРЧЕНКО
↑ Наверх