Гетто или город-сад?
Кому за кольцевой автодорогой жить хорошо
Люди из других регионов активно селятся рядом с КАД — полагая, что будут жить одновременно на свежем воздухе, в экологически чистом пространстве и — в то же время почти в Северной столице. Полчаса — и ты в Петербурге. Так ли это? Что представляет собой «жизнь за КАД»? Легко ли туда добираться, какого качества там жилье, есть ли инфраструктура? Наконец, можно ли верить радужным обещаниям застройщиков? Во всем этом попытался разобраться наш корреспондент.
— Через четыре года население приграничных с Ленобластью территорий увеличится на 735 тысяч человек. К 2028 году — прирастет еще 170 тысячами жителей города-спутника Южный. Половину новоселов составят мигранты из других регионов России, прогнозируют эксперты по недвижимости и социологи.
— Три четверти квартир в новых гигантских жилых комплексах — в формате «хрущевок». Средний размер квартиры — 30 кв. м.
Перековали орала на мастерки
Застройка бывших сельхозугодий идет ударными темпами: только в 2012 году в Ленинградской области было сдано около миллиона квадратных метров жилья — примерно на 50 тысяч новоселов.
— Каждую неделю объявляется о новых проектах комплексного освоения территорий в Ленинградской области, на миллионы квадратных метров. Застройщики будто соревнуются: кто больше заявит, — говорит Сергей Бобашев, главный аналитик «Бюллетеня недвижимости».
По оценкам агентства «Бекар», к 2018 году на территориях Петербурга и Ленобласти, находящихся с внешней стороны Кольцевой автодороги, может быть построено 14,7 млн. кв. м жилья в формате многоэтажных комплексов. Из расчета 20 кв. м метров на жильца, в новых домах поселится до 735 тысяч человек. Эксперты подсчитали только население крупных жилых комплексов — без многоэтажек точечной застройки.
Примерно три четверти этого строительства прогнозируется на территории Петербурга, четверть на землях Ленобласти. Самая масштабная застройка ждет Шушары и поселок Ленсоветовский: на них придется 36% из почти 15 миллионов «квадратов». 16,3% жилья будет возведено в Ломоносовском районе, 11,2% — это Ново-Девяткино и Мурино, 10,2% — Кудрово. Оставшиеся 26% построят во Всеволожском районе, Пушкине, в Юго-Западной приморской части (ЮЗПЧ) Красносельского района, на Петергофском шоссе и в Московском районе.
В 2014 году начнется масштабное строительство города-спутника Южный, слушания по которому только что прошли в Пушкинском районе. По обе стороны от Киевского шоссе, на территории площадью около 2 тыс. гектаров в домах высотой до 30 метров поселятся около 170 тысяч жителей.
«Кто будет там жить?» — спрашивали местные жители у застройщиков. Им ответили: «Люди, которые едут жить в Петербург». Прописка в полях бывшего совхоза «Лесное» — петербургская, городская.
Портрет новосела
Квартиры за КАД выбирают три основные группы покупателей: молодые семьи (по ипотеке), переселенцы из других регионов и те, кого называют «инвесторами», они приобретают жилье на перепродажу. Если в черте города внутрироссийских мигрантов в новостройках от четверти до трети, то в «закадье» их около половины.
— Увеличилось число прибывающих из Мурманской области, из Ханты-Мансийского округа, — рассказала на круглом столе по вопросам освоения новых жилых районов за КАД Марианна Вагабова, начальник отдела маркетинга «Ленстройтреста».
Северяне прибывают по закону «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», действующему с 2012 года. Государство оплачивает им новое жилье из норматива 33 кв. м общей площади для одиноких граждан, 42 кв.м на семью из двух человек и 18 квадратных метров на каждого члена семьи из трех и более человек. Также государственные жилищные сертификаты с 1998 года выдаются бывшим военнослужащим. «Квадраты» оцениваются по бюджетному минимуму — значит, и приобретать жилье эти люди могут только самое экономичное: отнюдь не коттеджи в пригородах.
За свои средства жилье активно приобретают представители нефтедобывающих регионов. Совсем немного покупают москвичи — они в основном и составляют отряд «инвесторов». На перекупщиков приходится около 5% процентов приобретателей. Если сейчас они покупают жилье в среднем за 77 тыс. руб. за 1 кв. м, то уже в следующем году смогут продать его за 86 тыс. руб., а к 2018 году специалисты по недвижимости прогнозируют цену «квадрата» за КАД в 128 тысяч рублей.
Петербуржцы: хотят, но не могут
— Мы не раз проводили исследования, изучая спрос петербуржцев на жилье, — рассказывает Татьяна Протасенко, научный руководитель социологического центра «Мегаполис». — О том, что они действительно хотят улучшить свои жилищные условия, заявляют около 6 процентов горожан. Но «хотят» — не значит «могут». Среднедушевой доход по Санкт-Петербургу — 17 тысяч рублей на человека в семье. На вопрос, сколько вы готовы заплатить за новую квартиру, каждый десятый отвечает, что более 60 тысяч рублей за квадратный метр не потянет. Но что это за квартира?
— У меня нет исследований, кто является жителями новых проектов, — продолжает Татьяна Протасенко. — Но думаю, что значительная часть — это мигранты, а не петербуржцы, которые расселяются, разъезжаются, улучшают свои жилищные условия.
К тому же, по ее словам, «у наших жителей болотно-равнинное сознание: они в принципе не любят высотные дома, жить выше шестого этажа число желающих резко сокращается». Для них драма — перебираться из центра на окраину, даже если они живут в коммуналке или ее семейном варианте.
Общий кругозор подсказывает петербуржцу, что жизнь на окраине невыгодна и небезопасна. Только выбраться оттуда на работу, отвезти детей в город в школу, в спортсекцию — надо иметь автомобиль, и даже не один в семье.
— У людей возникают вопросы, сколько будет ехать к ним «скорая помощь», пожарная машина и есть ли пожарные машины в Ленобласти, которые добираются до 25-го этажа, когда и в городе-то таких всего две, — перечисляет их тревоги Сергей Бобашев.
А как со здоровой экологией?
Застройщики привлекают покупателей на окраины и за КАД здоровой экологией. Однако посмотрим отзывы тех, кто переселился куда-либо в Горелово: в них жалобы на жуткие автомобильные пробки, особенно в пятницу вечером и в понедельник утром. На невыносимый запах от мегасвалки у Южного кладбища, на маленькие парковки, грязь, отсутствие почты, всего один детсад. Это на юге города. На севере та же картина, только без запаха.
— Приезжаешь в «Северную долину» — испытываешь дискомфорт от энергетики какого-то огромного каньона, — делится аналитик Сергей Бобашев впечатлением от «пригородной жизни» на Парнасе. — Паркинг там такой, что не знаешь, как они туда забираются и как разъезжаются. Смотрим квартирографию 6-й очереди: на 3 тысячи квартир — 200 машиномест. Одно парковочное место на 15 квартир! «Через четыре года здесь будет город-сад», — говорят обычно застройщики. Я нервно реагирую, когда это слышу. Город-сад — он в принципе невозможен в наших экономических условиях.
На пять уже введенных в эксплуатацию очередей «Северной долины» — всего один детсад. Шестая очередь гигантского комплекса — это три 25 — 28-этажных дома. Около 70% квартир в них — студии и однокомнатные. Это типичный расклад жилья в многоэтажках пригородов и Ленобласти. Подавляющее большинство строящихся квартир — малогабаритные, в формате хрущевок. Средний размер квартиры — 30 кв. м.
— Доходы населения не растут, и мы будем наблюдать сокращение метража квартир, — полагает Юлия Нигуль, представитель консалтингового центра «Петербургская недвижимость». — Мы не можем сделать так, чтобы наши покупатели зарабатывали больше.
Однако даже на такие «маломерки», далекие от представлений о комфортном жилье, находится достаточно покупателей. Как рассказывает Юлия Найгуль?????, в первые дни продаж квартир в пригородных жилых комплексах «люди приезжают и сидят по три дня в очереди». Переселяющиеся из других регионов верят в то, что, поселившись рядом с КАД, они будут жить и на чистом воздухе, и практически в Петербурге — всего в получасе езды от центра культурной столицы, как обещает реклама застройщиков.
Метки: Из первых рук Про Петербург Недвижимость
Важно: Правила перепоста материалов