Газета выходит с октября 1917 года Sunday 22 декабря 2024

Главная «Мнемозина» лишилась интриги

Петербургские музейщики в шестой раз ждут вручения ежегодной премии победителям конкурса «Музейный Олимп»

Традиция представления номинантов на премию и обсуждения проектов музейным сообществом во время водного путешествия была соблюдена и на этот раз — музейщики отправились по Неве, Ладоге, Свири и Онеге в Кижи и Петрозаводск. За три дня путешествия выслушали всех номинантов в шести номинациях и гостей семинара, а также успели начать дискуссию о том, каким должен быть Музей обороны и блокады Ленинграда.

В номинации «Музей года» конкурентов у Исаакиевского собора не было.


В номинации «Музей детям» проекты представили ГМЗ «Петергоф», ГМЗ «Гатчина» и Государственный музей политической истории России.

«Петергоф» рассказал о проекте возрождения в стране школьного туризма, который поддерживает, и прежде всего финансово, Министерство культуры. С июля по октябрь 840 детей из разных регионов страны приезжали на четыре дня в Петергоф и по специальной программе знакомились с музеями и парками, если на эти дни выпадали петергофские праздники — участвовали и в них. Первоначально предполагалось, что это будут дети — победители творческих конкурсов из продвинутых школ: аудитория подготовленная. Но дети приезжали самые разные, большинство из них в Петергофе прежде никогда не бывали, да и вообще первый раз в жизни покидали родные города и поселки. Сотрудники «Петергофа» заметили, что в первый день подросткам было явно неинтересно — не привыкли к музейным пространствам, а в европейских музеях многие никогда не бывали, надо было сделать так, чтобы слово «музей» перестало ассоциироваться со словом «скука». Поэтому ребят погружали в быт малых петергофских дворцов, показывали в Музее императорского телеграфа, как в позапрошлом веке и в начале минувшего без всяких эсэмэсок можно было передать информацию, и т. д.

Гатчинские музейщики представили свой проект «Ощущение дворца».

Работа над проектом стала уникальной и для самих сотрудников. Оказывается, для незрячих и слабовидящих детей все равно надо называть основной цвет стен музейных залов. Для того чтобы дети смогли ощутить историю в буквальном смысле слова, были созданы уменьшенные копии императорского трона, платья императрицы, туфелек и т. д. Можно было потрогать мортиры и обнять изразцовую печку, ощутить дерево наборного паркета в залах дворца. Музейщиками подготовлены и выпущены путеводители с брайлевским шрифтом. Сотрудники «Гатчины» учились у петербургской Библиотеки для слепых и слабовидящих, которая, по сути, стала городским методическим центром для тех, кто хочет знать, как открыть для незрячих людей сокровища музеев. За пять месяцев в залах дворца побывали и смогли ощутить историю 130 незрячих и слабовидящих детей. 

ГМЗ «Петергоф». Музей «Императорский телеграф» — один из самых популярных среди маленьких посетителей музейного комплекса.

Музей политической истории представил проект музейно-школьного партнерства Детского центра на Болотной улице «Луч света в блокадной тьме».

Идея проста и сложна: чтобы у школьников появилась внутренняя мотивация — зачем им надо знать о блокаде. Причем, как подчеркнули в музее, из 15 школ, которые изначально захотели в проекте участвовать, девять в состав участников не вошли — оказалось, учителям легче самим что-то «сделать по теме» и отчитаться, в том числе и для собственной аттестации, чем работать с детьми. Те, кто остался, помогали детям самим понять, зачем надо знать о блокаде. Чтобы узнать историю семьи, чтобы найти в себе самом внутренние силы и мотивацию, зная, что переживали сверстники семь десятилетий назад. Выставка проекта раскрыла тему блокадной школы. Освобождение от физкультуры в июле 1942 года, шпаргалка с гоголевским текстом о Руси-тройке, классный журнал. Среди домашних реликвий — заводной металлический лягушонок, из-за которого семья не успела в эвакуацию. Ребенок не хотел уезжать, пока не найдет затерявшуюся дома игрушку. Уехали на следующий день, а та, предыдущая машина, на которую не успели, ушла под ладожский лед…

На «Музейный Олимп» в номинации «Музейная книга» претендуют три издания.

Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда с книгой «Ленинградцы. Блокадные дневники из фондов музея», Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме с трехтомным каталогом «Иосиф Бродский. Фотолетопись» и Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, которому удалось из материалов ныне практически никому не известной Трофейной комиссии создать книгу о героях Первой мировой войны, или, как мы снова говорим, Великой войны 1914 — 1918 годов. Все три проекта выполнены блестяще, и жюри предстоит нелегкий выбор.

В номинации «Престиж Петербурга» соревнуются два гиганта — Эрмитаж с общемировым событием — Европейской биеннале современного искусства «Манифеста 10», ГМЗ «Петергоф» с передвижной выставкой «М. Ю. Лермонтов: Петергоф. Поэт. Эпоха», которая уже побывала в Липецке и Тамбове, едет в Пензу и Пятигорск, а также Государственный музей город-ской скульптуры с межмузейным виртуальным выставочным проектом «Великая война».

Как выяснилось по ходу представления «Манифесты» на теплоходе, далеко не все побывали на ее выставках, также звучал ропот: «Зачем это современное искусство вообще нужно, ничего не понятно». Это удручило впервые участвующего в «плавучем семинаре» руководителя экскурсионного отдела «Эрарты» Анну Пушину: «Манифеста» — крупнейшее событие, которое должно было бы в широкой аудитории изменить оценку современного искусства по его восприятию, по его внедрению в традиционную музейную картину города, а обсуждение показало, что даже среди музейщиков этого не случилось». По мнению Анны Пушиной, «Манифесту» надо было представить так, чтобы «все оценили силу и мощь события для города, показать ее смысловые, а не формальные вещи». Анна готова на следующем межмузейном семинаре провести для музейного сообщества круглый стол и дискуссию по современному искусству.

Эрмитаж. «Манифеста-2014».

Заместитель генерального директора Эрмитажа Владимир Матвеев не считает, что о «Манифесте» на музейном теплоходе говорили мало: «А вам бы хотелось, чтобы о ней говорили в десять раз больше, а малые музеи обиделись? Здесь у всех одинаковый формат. А современное искусство получило хорошего защитника в лице Эрмитажа и комитета по культуре, поддержавших «Манифесту».

«Выставками года» претендуют стать грандиозная «При дворе российских императоров. Костюм XVIII — начала XX века в собрании Эрмитажа», блестящая «Стиль на сцене. Искусство элегантности», когда в интерьерах Шереметевского дворца — Музея театрального и музыкального искусства — были представлены костюмы выдающихся мировых кутюрье, а также уникальная, абсолютно современная по духу и букве создания и исторически бережная выставка в малом пространстве Музея Достоевского «Случаи и вещи. Даниил Хармс и его окружение», подготовленная на материалах, собранных издательством «Вита Нова». Пока выставка была в музее, его посещаемость подскочила на 50 процентов!

Предсказуемы были и номинанты «Экспозиции года».

Новый музей в Государевых ратных палатах ГМЗ «Царское Село» «Россия в Великой войне», необычный даже не музей, а историко-культурный проект «Петергофа» «Государевы потехи», где музейные предметы соседствуют с талантливыми дизайнерскими изобретениями и машинерией, а также новая экспозиция в Ризнице Спаса-на-Крови «Музей камня», которая создана специалистами Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».

ГМЗ «Петергоф». «Государевы потехи».

 

Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» оказался на сей раз единственным претендентом на главную «Мнемозину»  в номинации «Музей года».

Здесь интриги не будет. Музей Пушкинского дома, который тоже подавал на эту номинацию, предварительный отбор жюри не прошел. Нынешний Исаакиевский собор — это и возрожденная звонница, и возможность увидеть Петербург с высоты колоннады людям с ограниченными возможностями. Однажды журналист Ирина Ясина написала в соцсетях, что ей, как колясочнице, увидеть это никогда не придется, хотя она об этом мечтает. В Исаакиевском соборе это прочитали и создали систему лифтов и пандусов и группу сопровождения. Так что мечты сбываются.

Ни один музей города не может похвастаться такой доступностью для людей с ограниченными возможностями, как Исаакиевский собор.

↑ Наверх