Глазами Карла Буллы
26 февраля исполнилось 160 лет со дня рождения знаменитого фотографа
Фотографию всегда ставили ниже картины в «рейтинге искусств». Мол, больше техники, меньше творчества. Но они и не должны соревноваться: картина субъективна, как поэзия, а фотография принципиально правдива. Если она и улавливает красоту — это красота, живущая в самой жизни.
26 февраля исполнилось 160 лет со дня рождения знаменитого фотографа Карла Буллы — как его называли, отца российского фоторепортажа.
Фото: humus.livejournal.com
Благодаря ему мы видим как живых Репина, Горького, Леонида Андреева, Толстого, Шаляпина, Николая II… А еще — извозчиков, каменщиков на улицах Петербурга, русских солдат в окопах японской войны, революционеров 1905 — 1907 годов и депутатов только что распущенной Думы на вокзале в Выборге. Архив Карла Буллы насчитывает около 230 тысяч негативов конца XIX — начала XX века.
1. «Будьте поживее!»
Карл Освальд Булла родился в немецкой купеческой семье в прусском местечке Леобшютц в 1855 году. В конце жизни он уедет на эстонский остров Эзель — но деятельный период его существования весь связан именно с Петербургом.
В возрасте 10 лет (или, по другим данным, в 12 лет — мы не так уж хорошо знаем некоторые эпизоды его биографии) его привезли в Петербург и определили на службу в фирму по изготовлению и продаже фотопринадлежностей «Дюпапт». Так что с фотографией юный Карл столкнулся сразу же.
Невский проспект, 110. Здесь была «Фотографическая лаборатория» Буллы.
Он был посыльным, затем стал лаборантом и учеником, изучил по иностранной литературе способы полива и очувствления эмульсии для изготовления фотопластинок. И вскоре уже смог открыть свою собственную небольшую фотолабораторию. Одно из рекламных объявлений конца XIX века гласит: «Фотографическая лаборатория К. Булла. С.-Петербург, Невский проспект, 110. Специальность: фабричное производство фотографических сухих пластинок».
Лаборатория завоевала известность. Броможелатиновые пластинки пользовались широким спросом, причем высылались и в другие города России через оптовую фирму «Лиман и Рикс».
В феврале 1876 года Карл Карлович подал прошение министру внутренних дел о разрешении принять присягу на российское подданство и после этого вместе с женой «приписаться в С.-Петербургское мещанство». Так как Карл Булла был «поведения и образа жизни хорошего», не был уличен в каких-либо противоправных действиях и служил в коммерческой конторе, прошение его было удовлетворено. В июле 1876 года Карл Карлович Булла принял присягу на подданство России. К этому времени он уже был профессиональным фотографом: за год до того он открыл свое первое фотоателье на Садовой улице, в доме №61. С этого времени началась его работа в качестве профессионального фотографа.
Садовая ул., 61. Первое фотоателье Карла Карловича.
Здесь он в течение десяти лет работал в портретном жанре. Как раз в то время павильонная фотосъемка вошла в моду, и представители всех сословий — от студентов до дворянства и сливок российской литературы — стремились в его салон.
Фотографии Буллы были естественными и непринужденными. По свидетельствам, Булла первый из фотографов просил своих моделей: «Будьте поживее, не сидите так натянуто!» Результаты нравились моделям, и пристрастие к фотопортрету Булла сохранил на всю жизнь.
2. «Лошадей, собак и других животных»
Но уже тогда он задумался о том, что позже назовут фоторепортажем. В 1886 году Карл Карлович в министерстве внутренних дел получил «разрешение на право производства всякого рода фотографических работ вне дома, как то: на улицах, квартирах и в местах ближайших окрестностей Петербурга». А в полной мере он занялся этим ремеслом лишь в 1894 году, когда ему было разрешено изготовление «бланков открытых писем частного изготовления» в стандарте Всемирного почтового союза, то есть открыток.
Малая Морская ул., 22. Адрес редакции журнала «Нива».
В его интересы хроникера входит все: уличные сцены, архитектура, транспорт, быт, праздники, работа представителей всех профессий — от пожарного до сестры милосердия. В рекламе К. Булла сообщает, что снимает «…всякие архитектурные предметы, как внутренние, так и наружные фасады, дома, фабрики, мастерские с рабочими, машины, железные дороги, памятники, магазины, виды. Различные сцены и типы, снимки с древних и старинных предметов, открытие и освящение зданий, юбилейные торжества. Моментальные снимки спорта всякого рода, лошадей, собак и других животных».
Карл Булла снимал и то, что мы бы назвали «чрезвычайными происшествиями»: серия его фотографий запечатлела наводнение в Санкт-Петербурге в 1903 году. Есть здесь городские пожары, обвал Египетского моста в 1904 году, обвал потолка в здании Государственной думы 2 мая 1907 года.
С 1897 года фотографии Буллы начали появляться в русских и зарубежных газетах и журналах, в том числе в одном из самых популярных российских журналов «Нива», «собственным автором» которого он стал на долгие годы. «Нива» была самым популярным «тонким» журналом для семейного чтения в имперской России. Тираж достигал 275 тысяч экземпляров (для сравнения: вплоть до конца XIX века 1 тысяча подписчиков для издания — обычное дело). В нем печатались произведения практически всех знаменитых писателей того времени. Например, роман Толстого «Воскресение» вышел именно в «Ниве» — до этого Лев Николаевич отказывал почти всем журналам в праве печатать свои произведения. Редакция находилась на Малой Морской улице, в доме №22.
Вот тут-то Карл Карлович и обретает подлинную известность. Он становится пионером и репортажного портрета: именно по фотографиям Карла Буллы мы знаем облик Шаляпина, Толстого, Репина — как живых людей, на лицах которых отражаются переживания и заботы дня насущного. Фотограф настолько популярен, что его знаменитые модели часто хотели сфотографироваться вместе с ним. Например, такое желание выразил Лев Толстой — в результате на портрете, выполненном сыном Карла Карловича, запечатлены фотограф и великий писатель.
3. «Снимает все, в чем только встретится потребность»
В 1904 году мастер получает разрешение снимать «виды столицы, а также торжества в Высочайшем присутствии», позволившее ему сохранить для потомков изображения царственных особ, в том числе и императора Николая II.
Невский проспект, 48 (здание «Пассажа»).
После этого фотографическое предприятие Карла Буллы переживает подлинный расцвет. Его звания — официальный фотограф Министерства Императорского двора, Императорской Публичной библиотеки, Управления Санкт-Петербургского градоначальства, Российского общества Красного Креста, Императорского Российского пожарного общества и множества других учреждений столицы; кавалер креста Румынской короны от короля Румынского, ордена «Звезда Льва и Солнца» от шаха Персидского, кавалерского ордена Итальянской короны от короля; сословный купец. Позднее Булле было пожаловано и личное дворянство.
Вдобавок — официальный иллюстратор журналов (помимо «Нивы») «Огонек», «Петербургская жизнь», «Столица и усадьбы». Годовой доход его фирмы составлял 250 000 рублей. При этом большие средства фотограф тратил на благотворительность.
Его предприятие расширяется: Булла открыл новое фотоателье на Екатерининском канале (ныне канале Грибоедова) в доме №66, на Невском проспекте в уже знакомом ему доме №110. Позже — на Невском проспекте в доме №48 (в здании «Пассажа»). А в 1908 году Карл Карлович купил помещение на Невском проспекте в недавно перестроенном шикарном доме №54.
Ателье, кстати, существовало задолго до этого — с 1850-х годов, буквально со времени появления первых фотографий в России.
Первым владельцем был Карл Людвигович Кулиш. Затем ателье приобретает итальянец Иван (Джованни) Бианки, знаменитый петербургский фотограф, а после него еще несколько владельцев, прежде чем его купит Булла.
Надо отметить, что расположение у ателье было самое выгодное. Почти в самой середине Невского, рядом с Аничковым дворцом, Александринским театром и Публичной библиотекой, с насыщенным торговым перекрестком, на котором располагались Гостиный двор и Пассаж.
Да и само помещение соответствовало — было оборудовано по последнему слову техники и имело роскошное оформление. Вот как звучало рекламное объявление 1912 года: «Старейший фотограф-иллюстратор К. К. Булла занимается фотографированием для иллюстрированных журналов на злобу дня. Снимает все, в чем только встретится потребность, везде и всюду, не стесняясь ни местностью, ни помещением, как днем, так и во всякое вечернее время, при искусственном свете». Так что ателье пользовалось большой популярностью у публики. Карл Булла приобрел в этом доме и квартиру для уже многочисленного семейства.
Однако в 1916 году его карьера заканчивается — и заканчиваются наши достоверные сведения о мастере. По непроверенным данным, Карл Карлович передает сыновьям свое фотографическое дело, а сам уезжает в Эстонию, где заканчивает свои дни в 1929 году, снимая этнографический материал и обучая местных жителей искусству фотографии.
Хотя оба его сына, Виктор и Александр, стали известными фотографами, судьба их сложилась несчастливо. Известный павильонный фотограф Александр Булла по обвинению в контрреволюции был сослан на Беломорканал, где скончался в 1934 году.
Виктор Булла был, в сущности, штатным фотографом Смольного, снимал события революции в октябре 1917 года, создал цикл снимков, посвященных Ленину, Зиновьеву, Каменеву, Сталину. Однако по ложному доносу в июле 1938 года он был арестован, спустя несколько дней подписал «чистосердечное» признание, а в октябре того же года расстрелян.
Фотоателье на Невском, 54, не прекращало свою работу даже в годы войны и блокады.
Фотоателье на Невском, 54, продолжало существовать. Любимое горожанами фотоателье не прекращало свою работу даже в годы войны и блокады. На Малой Садовой тогда были установлены фотовитрины, в которых еженедельно менялась фотохроника.
И в послевоенные годы «Фотография №1» осталась центром портретной и семейной фотосъемки города.
А Карл Булла продолжает смотреть на город — в 2001 году на Малой Садовой, у ателье, установили «Памятник петербургскому фотографу» работы скульптора Бориса Петрова.
«Памятник петербургскому фотографу» работы скульптора Бориса Петрова.
Метки: Про Петербург Фотография
Важно: Правила перепоста материалов