Газета выходит с октября 1917 года Friday 26 апреля 2024

Глазами младенцев

В двух театрах города — в БДТ (на Новой сцене, в Каменноостровском театре) в ноябре, а Александринке — в конце декабря — родились необычные спектакли для детской аудитории — приглашение в театральное закулисье. При этом театры демонстрируют разные подходы к зрителю и ставят разные задачи, а кроме того, каждый театр — уникальный памятник архитектуры. Так что имеет смысл не выбирать, а посетить оба действа: «Театр изнутри» в БДТ и «Призраки театра» в Александринке. Тем более что и тот и другой спектакль рассчитаны на минимальное число зрителей, не более трех десятков внутри огромного театрального здания. Так что речь идет еще и об индивидуальном подходе к каждому юному зрителю.

В Каменноостровском театре после экскурса в прошлое, который проводит Ирина Николаевна Шимбаревич, прямо в многоярусном зале, детям предлагается превратиться в сотрудников театра. Им выдают соответствующие беджи — и отправляют в путешествие, которое условно можно назвать «театр на ощупь». Им не просто разрешается померить парики и кринолины, их еще и обучают обращаться со световым и звуковым пультами. Результатом такого путешествия становятся два спектакля: первый дети создают сами, во втором участвуют как актеры. Режиссер Яна Тумина из Русского инженерного театра АХЕ — к слову, мать четверых детей — создает магическую театральную атмосферу: так что детям (театр приглашает зрителей от 6 до 12 лет), да и их родителям и впрямь кажется, что они оказались внутри волшебной шкатулки. Завершается представление традиционным постпремьерным банкетом и просмотром на видео только что сыгранного ребятами спектакля.

Александринка принципиально считает, что у зрителя в театре — своя, очень значительная роль, и ей тоже нужно учиться. С публикой — детьми от 6 лет и их родителями — общаются комик и трагик, молодые актеры труппы Валентин Захаров и Степан Балакшин (в очередь) и Святослав Черешниченко. Они рассказывают не только историю конкретного феноменального здания Росси, но и историю театра вообще — начиная от Древней Греции, объясняя зрителям, что не только актеры, драматурги, художники, режиссеры двигали вперед театральное искусство, но и зрители — если они были достаточно образованны. В противном случае они требовали от театра исключительно развлечения, и наступал период упадка. Даже в таком уникальном здании, как Александринский театр, который в процессе спектакля-экскурсии поворачивается к юной публике самыми неожиданными и прекрасными своими сторонами. За результат в ответе дуэт петербургских режиссеров-драматургов Александра Артемова и Дмитрия Юшкова.

↑ Наверх