Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Глеб Панфилов: Мне часто снится Васильевский остров

Знаменитый режиссер привезет к нам свою львицу и «львицу»

 

Народный артист России, один из самых любимых советских кинорежиссеров, Глеб Панфилов в свои 78 лет демонстрирует потрясающую творческую активность, продолжая творить в семейном тандеме с замечательной актрисой Инной Чуриковой. 10 и 12 декабря в ДК «Выборгский» Московский театр «Ленком» вновь покажет спектакль «Аквитанская львица» Глеба Панфилова, в котором на сцену выйдут Инна Чурикова, Дмитрий Певцов и другие. Накануне гастролей Глеб Панфилов пообщался с корреспондентом «Вечёрки».

Глеб Панфилов с супругой Инной Чуриковой получили национальную народную награду «Звезда созидания»


Спектаклем надо заниматься

— Глеб Анатольевич, мне довелось побывать на премьерных показах «Аквитанской львицы» в 2010 году. Скажите, два года спустя вы бы посоветовали мне вновь посмотреть ваш спектакль?
— Посоветовал бы, потому что спектакль в развитии, я им занимаюсь. Дело в том, что это довольно сложная история, пьеса Джеймса Голдмена «Лев зимой» очень содержательная (она ставилась на сцене множество раз, дважды была экранизирована, и сценарная адаптация получила премию «Оскар». — Прим. авт.). И моя задача заключалась в том, чтобы помимо индивидуальной работы с актерами сделать так, чтобы это содержание было облечено в некую сценическую формулу, интересную для зрителя. Задача не из простых! 

— Как вы к ней продвигаетесь? 
— Я за ним слежу, спектакль не бросаю, поэтому считаю, что он в хорошей форме. Вообще, работая в театре, я понял очень простую вещь: если спектаклем не заниматься, не смотреть его, не делать замечаний, не ставить какие-то внутренние новые задачи, то он портится и умирает... Это живой организм, сложный, капризный в чем-то. Спектаклем надо заниматься! Я рад, что и Инна Михайловна, и Дмитрий Певцов продолжают вместе со мной работать над этим спектаклем, над образами своих героев.

— В отличие от многих спектаклей «Ленкома» «Аквитанская львица» оказалась еще и весьма активно гастролирующим проектом…
— На все наши спектакли в Москве аншлаги, и, судя по реакции зрителей, они воспринимают семейную историю взаимоотношений родителей короля Ричарда Львиное Сердце — Генриха II и Алиеноры Аквитанской — как весьма актуальную... Нет, мы не самый гастролирующий спектакль, есть и те, что выезжают чаще. Но я-то полагаю, что мы выезжаем, потому что нас приглашают, нас ждут… И если это приглашение из Петербурга, то я откликаюсь с радостью, со всей душой, потому что очень люблю этот город. Я ведь работал на «Ленфильме» больше десяти лет, с 1966 года по 1977-й. С удовольствием езжу в любимый город, к любимому зрителю, хотя и чрезвычайно требовательному. Стараюсь не упускать возможности показать свои новые кино- и театральные работы именно в Северной столице.

Ленинград — наша семейная колыбель

— Именно на «Ленфильме» в 1967 году вы сняли свой первый художественный фильм «В огне брода нет» (1967), а в 1970 году сняли фильм «Начало», и во время съемок «Начала» поженились с Инной Чуриковой… А вы с Инной Михайловной жили тогда в Ленинграде?
— Конечно, мы тут и поженились, и жили на Васильевском острове. Так что для нас Ленинград — не только колыбель революции, но и наша семейная колыбель, наш родной город. Как режиссер я, конечно, возник в Ленинграде и никогда этого не забуду.

Думаю, именно Петербург, его улицы, облик, его удивительная гармония натолкнули меня когда-то на мысль заняться кинорежиссурой, чтобы запечатлеть, остановить мгновения. Какие разные в Питере улицы! В них характер тех, для кого они строились. Есть улицы шикарные, менее шикарные, для бедных людей, но они удивительно гармоничны.

Очень люблю Васильевский. Я там жил в конце Среднего проспекта, у знаменитого рынка, который, к сожалению, снесли в конце 80-х. А это было замечательное строение. Сегодня оно бы еще лучше выглядело! Безумно жаль, что по приказу какого-то идиота построили заурядную гостиницу.

Я очень любил ходить пешком по Большому и Среднему проспектам, удивляясь и восхищаясь: какой все-таки Васильев­ский разный в разные времена года!

— В своих фильмах вы не раз снимали город на Неве… А свой любимый Васильевский воспели в кинопленке?
— Нет, не снимал. Но еще не вечер! Не исключено, что сниму. Я скажу так: если мне остров снится, значит, он в моем сердце. А мне часто снится Ленинград…

— Как и многие люди в возрасте, вы по-прежнему зовете наш город Ленинградом?
— Нет конечно! Сегодня Петербург возрождается из Ленинграда, из советского города.

Ленинград был по-своему хорош и прекрасен. Особенно для тех, кто был молод. Так было со мной и с Инной, когда мы сняли первые картины. Тот город всегда со мной. Это счастливое время для меня. Но вместе с тем я люблю историю города, императорский, аристократический Петербург. Снимал кино про это время. Оно мне по-своему дорого.

— А как вам нынешний город на Неве?
— Восстанавливается Петербург! Сердце радуется! Только бы как зеницу ока берегли старые дома и кварталы, не спешили менять их на банальные сооружения из стекла и бетона.

В ресторане сына платим сами

— Ваш единственный сын Ваня не пошел по родительским стопам и стал ресторатором, открыл в подмосковном поселке Переделкино ресторан «Дети солнца»… Как вы восприняли такой выбор сына?
— Мы очень уважительно относимся к его бизнесу. Еще совсем маленьким он любил красиво накрыть стол. Вертелся на кухне, помогал маме. Однажды, после прогона спектакля «Sorry» в «Ленкоме», мы пришли домой голодные, но довольные. По дороге фантазировали: «Так, что будем готовить?» Входим в квартиру, а у нас накрыт стол, белоснежные салфетки, цыпленок табака (сын сам купил цыпленка, сам приготовил!). Мы были счастливы.

— Сколько лет ему тогда было?
— Десять. А когда Ване было восемь, то, придя домой, я застал такую картину: сын с другом все перемазанные в шоколаде. Спрашиваю: боже, что случилось? Говорит: «Мы приготовили торт!» — «Каким образом?» — «По книге!» Смотрю, действительно лежит книга поваренная. «Папа, попробуй!» Я понял, что надо попробовать и поддержать. Да и вкусно было, мне понравилось. Вот тогда я поверил: в мальчике есть что-то творческое.

— Тем не менее в вашем фильме 2008 года по комедийной пьесе Остров­ского «Без вины виноватые» вы отдали роль Незнамова своему сыну Ване, а его мать Кручинину сыграла Инна Михайловна.
— Что значит — отдал! Знали бы вы, сколько сил мы потратили, чтобы уговорить сына на эту роль. Да, он непрофессиональный актер, но он творческая личность. Конечно, я бы мог пригласить на эту роль любого актера, но мне, как режиссеру, было важно, чтобы роль сына и матери у меня сыграли именно Инночка и Ванечка. Мне кажется, их дуэт украсил фильм.

— Интересно, а вы заплатили сыну гонорар за съемки?
— А как же! Заплатили.

— А когда приходите к нему в ресторан, кто платит?
— Мы, конечно. Это принципиально. Сейчас время непростое, и потом мы рады поддержать сына, знаем, какой это непростой бизнес. Когда он спрашивает: «Что-то вы у меня давно не были?» — мы говорим, что вот сейчас получим хороший гонорар и сразу придем (улыбается).

— Глеб Анатольевич, а откуда ждать в вашей семье хороший гонорар — над чем вы сейчас работаете?
— В этом сезоне на сцене «Ленкома» состоялась премьера спектакля «Ложь во спасение» по мотивам произведения Алехандро Касоны (в советских и российских театрах эту пьесу часто играли под названием «Деревья умирают стоя». — Прим. авт.). Конечно же, очень хотим в новом году привезти новый спектакль в столь любимый нами город.

 

↑ Наверх