Газета выходит с октября 1917 года Saturday 21 декабря 2024

Глубина поверхности

В Малом зале Музея нонконформистского искусства — выставка Сергея Киселева «За поверхностью»

 

До 31 марта в Малом зале Музея нонконформистского искусства — выставка Сергея Киселева «За поверхностью», приуроченная к 45-летию художника.

Terra sigillata. 2012


Куратор выставки художник Евгений Орлов на церемонии открытия сказал, что в творчестве Киселева «видна преемственность, развитие питерской традиции — Стерлигов, Шемякин… Казимир Малевич когда-то сформулировал понятие «прибавочный элемент», тот личный вклад, который художник вносит в общую изобразительность, — хорошо, что Сергей его нашел».

На выставке представлены работы из трех серий — «Terra», «Геохронология» и «Черные доски». Серия «Terra» посвящена не земле, как можно было бы подумать (природным и культурным слоям нашей планеты посвящена скорее «Геохронология»), а керамике. Пространство картин заполняют разнообразные сосуды — горшки, вазы, миски. Они, как и фон за ними, покрыты неровностями и трещинами (что поверхность в принципе может быть другой, художник показывает, размещая рядом с сосудами гладкое яблоко). Одна из работ называется «Terra sigillata» — этот термин обозначает дошедшую до нас древнеримскую посуду, богато украшенную орнаментом, — но художник имеет в виду не рукотворный орнамент, а узор, оставленный временем: «Важен не только и не столько предмет, сколько ощущение от него, — говорит художник. — Керамический черепок, его поверхность с царапинами и вкраплениями мне даже более интересен, чем сам горшок».

Черные доски №6. 2012

Замысел серии «Черные доски» возник у художника, когда он познакомился с одноименным произведением Владимира Солоухина, в котором писатель рассказывает, как стал в 1960-е коллекционировать иконы, собирая их по заброшенным деревенским церквушкам, отбирая правдами и неправдами у старушек. Картины связаны с «Черными досками» не прямо, сюжет их гораздо шире — в них без труда можно «прочитать» всю историю нашей страны в прошлом, двадцатом веке. Созданные по принципу лоскутного шитья, полотна разделены на прямоугольники разного размера: один напоминает обугленные стены, другой — поля, третий — разноцветные стеклышки на окнах, а в некоторых прямоугольниках угадываются иконописные сюжеты — как будто доска старая, истертая.

Картины всех серий объединяет сложная, фактурная поверхность, передающая ощущение трещин, кракелюра, сколов и патины. «Керамика — это история, и в этом смысле работы из серии «Керамика» перекликаются с остальными, — объясняет Сергей. — Всё дошло до нас в том виде, в котором дошло, и мы это таким воспринимаем».

 

↑ Наверх