Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 23 июля 2024

Год ожидается относительно спокойным

Если не произойдет ничего непредвиденного

Каким будет наступающий год для рядового потребителя, что произойдет с ценами, ожидает ли нас вторая волна кризиса? Об этом мы беседуем с деканом факультета менеджмента Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в Санкт-Петербурге кандидатом экономических наук Александром Кайсаровым.

Лучшее качество за ту же цену
— Будущее — продолжение настоящего: нынешний год в отличие от прошлого был намного спокойнее…
— Да, это так. Год выдался достаточно спокойным. И под занавес мы получили хорошую новость: Россия вступила в ВТО. Это значит, что наша страна теперь — член клуба цивилизованных рыночных отношений. Разумеется, это не сразу приведет к очевидным позитивным результатам, далеко не сразу. Потребуется лет пять, пока будет проходить адаптационный период. Условия на российском рынке будут меняться постепенно, но процесс уже запущен, он уже идет.

— Какие конкретно плюсы принесет вступление в ВТО простому потребителю?
— Будут постепенно убираться барьеры на пути в нашу страну импортных товаров. В результате начнет ужесточаться конкуренция: у потребителя будет более широкий выбор. Если говорить о каких-то сложных товарах, то они состоят из комплектующих, как правило, импортного производства, что означает: если таможенные пошлины будут снижены, то это благотворно отразится на уровне цен. Хотя, полагаю, цены не снизятся, так как не в правилах бизнеса их снижать в долгосрочной перспективе, но потребитель получит за те же деньги товары лучшего качества. Это, согласитесь, очевидный плюс. Цены по-прежнему будут расти по причине инфляции и прочих факторов, но не так стремительно, как это у нас происходит сейчас. Практика прошлых лет показывает, что, допустим, цены на овощи в начале прошлого года после неурожайного лета в соседних странах подросли немного, а у нас — в разы, или в Европе цены падают на какие-то товары, а у нас, наоборот, растут. Рядом — Финляндия, многие туда часто ездят и могут сравнивать. Пока это сравнение не в нашу пользу. Постепенно у нас колебание цен будет совпадать с европейскими тенденциями.

Бизнес станет здоровее
— Высказываются опасения, что многие предприятия будут разоряться…
— Да, производителей ждут нелегкие времена. Усилится конкуренция, борьба за потребителей. Но будет переходный период, как я уже сказал, — время, за которое предприятия могут подстроиться к запросам рынка. В свое время опасались, что западные акулы торговли скушают наш бизнес. Например, очень опасались прихода на отечественный рынок сети гипермаркетов «Метро», но оказалось, что после нескольких лет работы эта сеть так и не заняла существенного сегмента на рынке. В фаворитах у нас холдинг «Х5 retail group», в который входят известные всем «Пятерочка», «Перекресток» и другие отечественные бренды. То есть усиление конкуренции с западными фирмами не означает, что ухудшатся условия для нашего бизнеса, просто сам бизнес станет здоровее.

Еще одна выгода, которая, может быть, не столь очевидна сразу: принятие правил ВТО меняет ситуацию с квотами поступления товаров на рынок, в том числе и импортных, что снижает коррупционную составляющую. Квоты выделяют соответствующие ведомства, соответственно бизнес должен договариваться с чиновниками, как эти квоты распределить, — при этом как раз и возникают подходящие условия для коррупции. Правила ВТО значительно ограничивают эти возможности. Как известно, сейчас миллионные взятки нередко изначально закладываются в цену товаров, а если этот фактор будет устранен, то это опять же благотворно отразится на ценах.

Поскольку каждый потребитель может быть еще и работником завода, компании, которая может не выдержать конкуренции и обанкротиться, то естественно, что и конкурентная способность конкретного потребителя падает. Поэтому надо быть более мобильными и уже сейчас подумать о том, как найти стабильное место работы. Может, стоит приобрести новую специальность или повысить квалификацию.

Мы зависим от Европы, а она — от нас
— А стоит ли нам ожидать вторую волну кризиса?
— Большинство экспертов сходятся во мнении, что если не будет никаких сильных потрясений в политике, в мировой экономике, то в России в ближайшие годы будет наблюдаться осторожный экономический рост. Но потрясения, к сожалению, можно ожидать в любой момент. Кто, например, мог предположить, что возникнет такое движение в обществе после прошедших выборов? Если, допустим, новая Государственная дума не начнет работать в стабильном режиме, если ее будет лихорадить, соответственно случится задержка с принятием бюджета и, как следствие, — задержки с финансированием всех секторов экономики и в том числе социальных программ. Возникнет эффект домино. Любые потрясения в политике, общественной жизни отражаются на экономической стабильности.

Внешние факторы сейчас также достаточно тревожны. Новые предложения Франции и Германии о создании бюджетного союза внутри ЕЭС, которые предполагают жесткую бюджетную дисциплину всех стран, жесткий контроль за расходованием средств, могут улучшить положение в европейской экономике, но пока ведутся обсуждения и споры, негативные процессы продолжаются. В этой ситуации трудно предсказать, как поведет себя европейская валюта. Если инвесторы, допустим, ориентируясь на то, что курс евро начнет снижаться, перестанут покупать эту валюту и отдадут, например, предпочтение доллару, то появятся перспективы укрепления рубля. Однако в силу того, что у нас сырьевая экономика, мы можем столкнуться с негативными последствиями этого укрепления. Цены расти не будут, но и производство не будет развиваться, то есть невыгодно станет производить товары за рубли, а выгоднее, дешевле — покупать за границей. Надо понимать, что мы сегодня настолько взаимосвязаны с другими странами, что никто не заинтересован в дестабилизации экономики в какой-либо из стран-партнеров. Поэтому наше предложение помочь Европе деньгами для выхода из кризиса — это не просто политика, европейские страны — наши основные покупатели, и мы заинтересованы в том, чтобы они были платежеспособны.

Можно привязать вклад к золоту или к нефти
— Бытует расхожее мнение, что нефти хватит на наш век и на век наших детей и внуков, так что беспокоиться нам особо не о чем…
— Это тоже весьма спорное утверждение. Сейчас, например, сложилась напряженная ситуация вокруг Ирана. Если европейцы откажутся от закупок иранской нефти, это может расширить возможности для экспорта российской нефти, цена на нее способна вырасти в каком-то коротком промежутке времени. Но это лишь на короткое время. Мы сейчас добываем «черное золото» на пределе разведанных запасов. У нас есть нефть, но она труднодоступна. Для того чтобы ее добыть, нужны значительные инвестиции. Дальнейшая ее разведка связана с движением на север, в шельф, в Северный Ледовитый океан — это новые технологии, нужны огромные финансовые вложения.

— И все-таки вернемся к будущему году…
— Что касается будущего года, если не произойдет чего-то совсем уж непредсказуемого, то каких-то существенных изменений в российской экономике, на рынке, думаю, не будет.

— Традиционный вопрос: где и в какой валюте хранить деньги?   
— В условиях неопределенности лучше занимать консервативную позицию. Если вам особенно нечего откладывать, старайтесь не рисковать, не брать кредиты. Если есть сбережения, то лучше хранить их в надежных банках, которые страхуют вклады. При этом внимательно посмотрите, какие условия предлагают банки, и выбирайте тот вид вклада и доходность, которые вам подходят больше. Например, есть вклады, привязанные к золоту. Называются «металлические». Такой вклад будет меняться в соответствии с ценой золота. Условно говоря, вы положили сто рублей. Цена на золото выросла на столько-то рублей, и ваш вклад также вырос на эту сумму. Но если цена на него упала, ваш вклад также уменьшается. Можно привязать вклад не к золоту, а, например, к нефти.

Беседовала Светлана ЯКОВЛЕВА
↑ Наверх