Газета выходит с октября 1917 года Friday 22 ноября 2024

Годен к употреблению

Депутаты считают, что надпись о сроке годности должна занимать 10% площади упаковки продукта

Надпись о сроке годности продуктов питания должна занимать не менее 10% площади упаковки, легко и четко читаться. Такую поправку к Закону «О защите прав потребителей» рассмотрит Госдума. Сейчас надписи о сроке годности порой нелегко обнаружить и трудно разобрать, даже вооружившись лупой. Поэтому покупателям нередко достаются просроченные продукты. 

Порой надпись о сроке годности рассмотреть без лупы невозможно.


— Инициатива депутатов бесспорно полезна, так как от срока годности продукта напрямую зависят здоровье и даже жизнь потребителей, — подчеркивает Всеволод Вишневецкий, председатель Санкт-Петербург­ской общественной организации потребителей «Общественный контроль», — но этого недостаточно. Я бы также запретил производителям размещать информацию о продукте на сгибах упаковки, так как там прочитать что-то крайне трудно. Поэтому некоторые ушлые производители, когда хотят скрыть какую-то информацию о своем изделии, размещают ее именно на сгибах.

— Безусловно, требования к маркировке продуктов питания пора пересмотреть, — считает сопредседатель Союза потребителей России Анатолий Голов, — но при этом надо учесть сразу все замечания. Очень важно обязать производителей указывать крупнее также и состав продукта, и особенно — содержание в нем вредных веществ, например канцерогенов. Но 10% — это вообще-то перебор даже для людей со слабым зрением. — Наши депутаты, наверное, крайне редко ходят сами в магазин за покупками. Представьте себе трехлитровую упаковку сока, например, или хотя бы двухлитровую упаковку молока. Какого же размера будет надпись, если она займет 10% упаковки! Когда речь идет, скажем, о сигаретных пачках, там все понятно, но есть и другие продукты, поэтому надо тщательно продумать формулировки. 

Эксперты полагают, что, после того как будет сделан акцент на сроке годности и сети не смогут «втюхивать» покупателю просроченный товар, у производителей возникнет искушение активнее использовать разные химические добавки, чтобы увеличить сроки хранения продукта. Поэтому важно, чтобы надпись о составе товара была набрана крупно и легко читалась. Некоторые также высказывают опасения, что огромная надпись о сроке годности изымет пространство для раскрытия другой, более нужной информации. Другие не разделяют этих опасений. 

— Более мелким шрифтом набирать информацию о составе и условиях хранения продукта просто уже нельзя. Она и так часто бывает буквально микроскопической, — уверен Всеволод Вишневецкий. 

Но в любом случае подобные нормы прописываются не в законе, уверены эксперты, а в технических регламентах. А это означает, что инициатива наших депутатов должна найти поддержку у Белоруссии и Казахстана, поскольку с февраля следующего года в полной мере вступит в силу регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки». Сугубо российские нормы в этой сфере будут действовать еще только один год.

↑ Наверх