Голливудская сказка и 30 танцоров в придачу
В Санкт-Петербургском театре Музыкальной комедии готовится к постановке новый спектакль «Голливудская дива» по мотивам оперетты австрийского композитора Ральфа Бенацки «Аксель у врат небесных»
Впервые история о любви молодого амбициозного журналиста Акселя и той самой дивы — актрисы Глории Миллс — была поставлена в Вене еще в 1936-м году. На главную роль приглашались многие звезды, включая Грету Гарбо. Но Глорию сыграть довелось шведской актрисе Царе (или Заре) Леандер — и на следующий день она проснулась знаменитой.
В 1952-м оперетта прошла на сцене в последний раз, а после была забыта.
Теперь режиссер Корнелиус Балтус, известный нам по постановке «Бала вампиров», займется возрождением этой истории на сцене Театра Музкомедии. О том, как это произойдет, Балтус, собранная им международная бригада и коллектив театра рассказали журналистам. Которым было вдвойне приятно, что один из героев оперетты — их, так сказать, собрат по перу.
— После того как мы смогли перенести на свою сцену ряд блестящих мюзиклов — «Чикаго», «Бал вампиров», «Аладдин», — мне захотелось создать что-то уже в стенах этого театра, — рассказал генеральный директор театра Юрий Шварцкопф. — И я очень благодарен, что Корнелиус нашел в себе мужество снова с нами работать. А с нами непросто работать… Мы уже полтора года занимаемся проектом, и на первом этапе он попил у нас крови не меньше, чем его вампиры, — усмехнулся директор. — Но если в организме нет очищения крови, он умирает. Мы с ним — в хорошем смысле слова — авантюристы.
— Да, я периодически спрашиваю Юрия: «Ты уверен?» — подхватывает Корнелис Балтус. — И он в какой-то момент просто сказал мне: «Прекрати спрашивать». Это грандиозный проект, которого в мире еще никто не видел. В сентябре здесь пройдет мировая премьера оперетты. Мы практически закончили сценарий. Слава богу, я сидел не за пишущей машинкой, как наш герой Аксель, а за компьютером. Но все равно написание нового сценария — одна из самых сложных задач. Я перечитал более 120 текстов оперетт и остановился именно на «Акселе у врат небесных». Это голливудская история, понятная в любой стране мира. Ральф Бенацки был по своему масштабу — Эндрю Ллойд Веббер своего времени, до Второй Мировой войны. Просто для примера: в 1934 году в Берлине одновременно шли четыре представления по его произведениям. Мне в принципе нравится этот период, в работе над «Дивой» я вдохновляюсь и тогдашним театром, и кино. В наши дни искусство 1930-х снова в моде. Надеюсь, петербургские зрители тоже проникнутся этой эстетикой.
Правда, когда я посидел над текстом — понял, почему пьесу перестали играть. И действие, и текст были очень старомодными. Необходимо было все переработать. Когда я узнал, что в последний раз оперетта ставилась в 1952 году, — подскочил от радости. Я понял, что нашей команде будет просто неоткуда воровать. Придется работать самим, по-настоящему. И действительно, от старых постановок почти ничего не осталось — пара записей арии Акселя, и все. Значит, приходится придумывать с нуля. А вот музыка меня очень зацепила. Бенацки был потрясающий мелодист. Интересно еще, что центральная роль здесь — не обычное для оперетты сопрано. Необходима женщина с низким, богатым голосом, как у Цары Леандер. Самым сложным был поиск нашей Глории, такой дивы, которая будет звучать убедительно. А потом мы нашли Ольгу и Лику, и я понял, что с этими прекрасными женщинами у нас все получится.
Ольга Дроздова.
Ольга и Лика — это заслуженная артистка России Ольга Дроздова и актриса Лика Рулла.
— Обаяние и талант режиссера меня убедили: с этим капитаном можно идти в море, — говорит Ольга Дроздова. — Я ведь капитанская дочка, поэтому мне такой образ близок. Сначала я подумала, что это розыгрыш. Мне позвонили и сказали: выучите половину и приезжайте... Я говорю: пою только в дУше. Мне отвечают: «Организуем душ, компанию и соответствующие веселящие напитки…»
Хочу пожелать доброго пути нашему проекту. Что-то мне подсказывает, что это будет драматичная и красиво-музыкальная история.
Лика Рулла.
— Московские мюзиклы для меня — известная тема, а вот перед Питером хочется не ударить в грязь лицом, — говорит Лика Рулла. — Я всегда чувствовала в мюзиклах, что мне петь высоко. Про себя я говорю «женский баритон». А тут я послушала Цару Леандер и полюбила ее. Поняла: вот же она — сестра, которая тоже поет низко.
Звезды тут заняты и в мужских ролях. В образе кинопродюсера Скотта выступит народный артист России Дмитрий Певцов.
— Когда я познакомился с Дмитрием, понял, что для этого гениального актера надо дописать музыку, — говорит Балтус. — И попросил нашего композитора Эдриана Верума сочинить для него еще песни в дополнение к музыке Бенацки.
— Мне вот немного жаль, что не удалось выбрать ленинградских актеров, пришлось искать московских. Ну, видимо, в Москве этот жанр более развит, — вздохнул Юрий Шварцкопф.
Но команда вообще собралась разнообразная, междугородная и интернациональная. Как уже было сказано, исполнители главных действующих лиц — из Москвы. Хореограф Деннис Каллахан — из США. Композитор Эдриан Верум — из Германии. Швейцарец Томас Штребель — один из лучших звукорежиссеров в Европе. А световую партитуру обеспечит Крис Хёрст из Великобритании.
— Я очень благодарен Юрию Шварцкопфу за то, что он был готов вкладываться в нашу команду. За то, что он пошел на такой риск и в таком маленьком театре запустил столь масштабный проект, — добавляет Корнелис Балтус. — И тут радость от создания нового сочетается с удовольствием работать в России. Если в другом месте вы скажете: «Нужно 36 музыкантов» — вам в лицо рассмеются. А тут — пожалуйста. У нас будут задействованы 62 исполнителя, на сцене для визуальной поддержки действия выйдут 30 танцоров. Это действительно будет потрясающее шоу. Неизбежно встает вопрос о финансах. Помявшись, директор театра называет приблизительную сумму: 1,5 млн. евро, деньги того же порядка, что и у «Бала вампиров».
— Отработаем эти деньги — хорошо, не отработаем — заработаем на чем-нибудь еще, — говорит Юрий Шварцкопф. — Вообще наш театр ведь существует не только для коммерческих проектов. Я всегда говорю: я в состоянии был бы обеспечить полный зал. Но это не значит, что мне не было бы стыдно за происходящее на сцене.
Однако город собирается по возможности поддержать проект.
— Действительно, постановка оказывается недешевая. Но все, что театр делает в последние годы, стоит того. Значит, и мы сделаем все возможное, чтобы постановка вышла в свет и имела успех, — подытожил председатель комитета по культуре Василий Панкратов.
Посмотрим. Ждать осталось недолго. Мировая премьера «Голливудской дивы» состоится уже 12 сентября.
Метки: Музыка Премьеры Из первых рук
Важно: Правила перепоста материалов