Город-сад ждет к себе блокадную музу
Палевский жилмассив, образцовый пролетарский городок 1920-х годов, остается заповедным ленинградским островком
С его обитателями знакомилась корреспондент «Вечернего Петербурга».
Коттеджи строили в 1920-х годах
для рабочих Невской Заставы
Памятник Ольге Берггольц
В Невском районе сейчас идет диспут: где ставить памятник Ольге Берггольц. Районные власти выбрали для него Палевский сад — зеленую зону, ограниченную проспектом Елизарова и улицами Ольги Берггольц, Пинегина и Седова. Обитатели Палевского жилмассива, в котором прошли детство и юность поэтессы, настаивают на том, чтобы скульптуру музы блокадного Ленинграда установили на их территории.
— Уже многие годы палевцы делают все возможное для сохранения памяти о своей великой землячке. 16 мая 2010 года именно здесь отмечалось 100-летие со дня рождения Ольги Федоровны. В заключительной части праздника была заложена Аллея памяти Берггольц. В этом году на Палевском впервые прошел поэтический фестиваль, посвященной дню рождения «Музы блокадного Ленинграда», который, мы надеемся, станет ежегодным. Безусловно, памятник Ольге Берггольц следует установить в этой ее «Стране Детства», — отмечает Марина Кныш, руководитель общественного движения «Город-сад» — Палевский жилмассив».
Корреспондент «ВП» отправилась посмотреть, что за место предлагают палевцы.
Часть палевцев огородила свою территорию забором
Восторги мимоходом
Палевский жилмассив прохожие пересекают наискосок, когда идут от станции метро «Елизаровская» к «Крупе» — самой популярной городской книжной ярмарке, в ДК им. Крупской.
— Говорят, здесь каждый дом принадлежит одной семье, — вздыхает по чужому везению дама.
Девятнадцать желтых нарядных домов, арчатые входы увиты девичьим виноградом, всюду зелень, впечатление юга...
— Проходите посмотрите, как мы на самом деле живем, — приглашает в свою квартирку одна из жительниц.
Крохотные комнаты, прихожая в два шага, ванная, сооруженная под лестницей, — в домах пролетариата ванные не сооружали из целей экономии. Внутри коттеджей — обычные малогабаритные квартиры. Однако не во всех. Часть домов заселена более состоятельными жильцами, там уже выполнены разные переделки. Эти дома огородились забором из черных металлических прутьев. Получился город внутри города, демонстративное социальное неравенство, задевающее чувства пролетарской части жилмассива.
Но как раз за забором, в «элитной части», обычные жильцы и хотели бы видеть памятник Ольге Берггольц.
— Там спокойнее будет, не то сами знаете, что у нас с памятниками вытворяют, бутылки пивные разбрасывают и даже Есенина в Таврическом саду краской обливают. К тому же место это — пространственно-художественно самое верное, — замечает товарищ, продающий разную хозяйственную мелочь с уличного лотка. — Это я вам как режиссер драмы говорю.
Режиссер Анатолий Борисович именует своих покупательниц сударынями
Примечательные обитатели
Продавца полезной утвари зовут Анатолием Борисовичем. Он известен всем, кто постоянно курсирует от «Елизаровской» к «Крупе». Пребывает на одном месте уже одиннадцатый год. Столик с товаром выставляет ежедневно прямо у входа в свою квартиру, что в одном из коттеджей. Торгует артистично, именует покупательниц сударынями. Корреспонденту «ВП» сообщает, что почерпнул сведения об обращении с покупателями из инструкции, составленной еще купцами Елисеевыми, — обнаружил ее тут на книжном развале.
— Перед покупателем всегда надо стоять навытяжку, его уважая. Вот видите, у меня даже табуретки нет, целый день на ногах стою, — делится особенностями своего спектакля Анатолий Борисович. — И сударынями надо дам именовать, мы ведь в Петербурге живем. Не выношу обращения «женщина».
Человек искусства, Анатолий Борисович учился в Ленинградском институте культуры на режиссера драматических представлений. Исполняя воинский долг, служил моряком Северного флота. Был также в 1970-х годах заместителем секретаря комитета комсомола по идеологии на заводе им. Козицкого, что изготовлял первые цветные телевизоры СССР под названием «Радуга». А еще он разгонял грозовые облака над каспийским Апшероном, будучи сотрудником Главной геофизической обсерватории, что на Кушелевке, — эта деятельность сотрудников обсерватории по отработке технологии преобразования града в дождь и туман легла в основу книги Даниила Гранина «Иду на грозу»...
— Сыграл 19 ролей на театре, из них первая была роль Охотника в «Обыкновенном чуде». И две эпизодические роли в кино, в частности в фильме «Гонщики» 1972 года, с участием Олега Янковского и Евгения Леонова, — сударыни покупательницы замирают в почтении, слыша перечисление регалий в диктофон корреспондента.
При этом Анатолий Борисович замечает, что он — еще не самая выдающаяся фигура Палевского жилмассива. Например, за стенкой у него живет художник-монументалист.
Товарищ Паламарчук растит на огороде полезную закуску
Огород на «бомбе»
Контрастом огороженной забором элитной части жилмассива — огород на склоне старого бомбоубежища, или «бомбы» по местному наименованию. Здесь хозяйничает товарищ Паламарчук по прозвищу Казак. На флагштоке при огороде развевается российский триколор, сохнет на веревке белье, за непрезентабельный вид которого Паламарчук извиняется перед корреспондентом. Докладывает: вчера выкопал на огороде большую корзину картошки. Картошку ту уже не застать. Но можно сфотографировать растущие в огороде кабачки, хрен и прочую полезную закуску...
А потом отправиться к «писателям», как называет огородник книжников, раскладывающих свой товар прямо на асфальте, на выходе из жилмассива к «Крупе». Среди них, говорят, есть даже самый настоящий писатель, вроде бы автор книг по астрономии, которого зовут, кажется, Семеном.
—Только вы писателей не обижайте, — напутствует Паламарчук. — Их и так милиция гоняет...
Семена в этот будний день нет. Он живет на даче и приезжает по выходным, сообщает единственный продавец книжного развала на асфальте, состоящего из нескольких книжек и букинистических открыток.
В развале есть даже открытки Красного Пекина, с иероглифами. На этом комплекте посвящение: «Дорогому Лускину Абраму Яковлевичу! Поздравляю вас с праздником Октября, желаю здоровья, счастия, успехов в труде. На добрую память от китайского практиканта Ван Мин Юн. 7 ноября 1958 года, Ленинград». Трогательный экскурс в старый Ленинград, как и вся эта короткая прогулка по пролетарскому жилмассиву...
Разве не здесь место его музе — историческое и среди достопримечательных людей?
Notice: Undefined offset: 0 in /var/www/vhosts/vppress.ru/application/modules/default/views/helpers/Author.php on line 37
Фото: Репина Алла
Метки: Истоки Про Петербург Из первых рук Музейное дело Архитектура Скульптура
Важно: Правила перепоста материалов