Газета выходит с октября 1917 года Saturday 27 апреля 2024

Город утонет в мусоре?

В наследство новому губернатору достанется «дурно пахнущая» проблема

Свалки уже появились в центре города, а скоро все станет еще хуже

Властям Петербурга осталось два года, чтобы решить проблему с утилизацией и складированием мусора, которого горожане ежегодно «производят» около 8 миллионов кубометров. Об этом корреспонденту «ВП» сообщила и. о. начальника Управления по обращению с отходами производства и потребления при комитете по благоустройству Ирина Клименко.

Этот зловонный пейзаж созерцают жители Приморского района и прибывающие на круизных лайнерах зарубежные туристы. Фото: Михаила ТЕЛЕХОВА

Дело в том, что в 2014 году будут закрыты на рекультивацию два основных городских полигона для складирования твердых бытовых отходов, новые же мусороперерабатывающие заводы и свалки пока существуют только в проектах.

Кроме того, с 1 ноября этого года для перевозки мусора предприятиям не нужна будет специальная лицензия, которая сейчас есть лишь у нескольких транспортных компаний (их мы по привычке называем одинаково — «Спецтранс»). То есть отходы сможет возить любая фирма, у которой есть самосвал. Кстати, нашими деньгами, которые мы помимо всех прочих коммунальных сборов платим за вывоз и размещение бытовых отходов (три рубля за кв. м, из которых 66 копеек предполагается отводить на их размещение), распоряжаются именно перевозчики. То есть они решают, куда везти и кому платить. А ведь могут и не платить, если найдут, куда свалить мусор бесплатно. Проконтролировать это практически невозможно.

Экологи же опасаются, что после 2014 года будет еще хуже. В Северной столице как на дрожжах бесконтрольно начнут расти незаконные свалки. Тем более что их полно и сейчас.

Корреспондент «ВП» нашел одну из них практически в центре Петербурга — на Васильевском острове, между «Ленэкспо» и гостиницей «Прибалтийская». Официально там размещается перевалочная станция «Спецтранса» по переработке твердых бытовых отходов. То есть, по идее, туда свозят небольшие пухто и перегружают мусор в более крупные контейнеры, которые затем везут выгружать на полигоны. Но часть берега Финского залива все равно превращена в свалку.

Адрес этого предприятия — Шкиперский проток, 16. Попасть туда можно, если пройти по этому протоку (давно уже залитому асфальтом) до самого конца. Что и сделал корреспондент «ВП».

Сначала я увидел обычную промзону — гаражи, ремонтные мастерские. Потом потянуло гнилью и тленом. Пойдя на запах, увидели земляной бруствер, над которым с карканьем кружили вороны. Там же «паслись» бродячие псы.

Поднявшись на этот холм, я оглянулся. Взору открылось широкое земляное поле, источающее неприятный запах. За ним начинался Финский залив. Справа — «Морской фасад», слева — Морской вокзал. У самого берега маячил трактор с ковшом, который ворочал горы с отходами, то ли сравнивая их с землей, то ли толкая в сторону воды.

Бомж Саша, обитающий в сооруженном из подручных материалов шалаше, стоящем неподалеку, поведал, что свалка здесь уже больше двадцати лет (он родился в доме по соседству, но «по пьяни» потерял квартиру). Сначала она была стихийной. А потом ей вроде как придали статус перевалочного пункта.

Саша рассказал, что в прошлом году здесь такой активности не наблюдалось. Свалка была засыпана землей, и прошлым летом на ней даже цвели ромашки. Но в этом году сюда снова начали возить мусор.
— Весной все было чисто, — утверждает Саша, — а летом поле с ромашками распахали. Причем кроме всего прочего возить начали такую дрянь, что мне дышать стало нечем. Но сейчас они как делают? Приезжают, яму выроют и туда, если жидкое, сливают, а потом закапывают и землей присыпают. Твердое же просто втрамбовывают.

Городская мусорная отрасль долгое время была уделом различных прожектеров, которые ею руководили. Например, один чиновник предлагал сгружать весь мусор в огромные контейнеры, вывозить… на Байконур и запускать в космос.

Как рассказала «Вечёрке» Ирина Клименко, в 2005 году городом была принята концепция обращения с городскими отходами, которая по техническим условиям не выполняется на 70 процентов. А время поджимает. Ведь в 2014 году закроются крупнейшие и старейшие полигоны на Волхонке и в Новоселках. И больше полигоны в Петербурге строить будет нельзя — только в Ленобласти. А с ней еще надо договариваться. Вроде открылся полигон подо Мгой. Но не состоялось. Проект сделать свалку в Никольском провалился. Область требует, чтобы к ним везли исключительно переработанные отходы. А в городе таких мощностей просто нет — все опять же в проектах. Ирина Клименко уверена, что сейчас надо срочно садиться за стол переговоров и что-то решать. Но пока это всего лишь инициатива рядового чиновника…

Михаил ТЕЛЕХОВ
↑ Наверх